Теория «Х», «У» и «Z»

В основе этой теории лежит отношение человека к труду. Теория «Х» первоначально была разработана Ф. Тейлором а затем развита и дополнена Д. Мак Грегором, который добавил к ней теорию «У». Значительно позже, уже в 80-х годах ХХ века В. Оучи разработал теорию «Z».

Теория «Х» основана на предположении о том, что в движущих мотивах человека преобладают его биологические потребности. Поэтому большинство людей не любят работать, стараются избегать ее. Они имеют низкие амбиции и предпочитают, чтобы ими управляли. Отсюда делается вывод о том, что людей необходимо принуждать работать, их труд должен быть нормирован и жестко контролироваться со стороны начальства, а материальное поощрение в управлении людьми играет вспомогательную роль.

Таким образом, теория «Х» ориентирована на плохого работника с рабской психологией. Поэтому вполне естественно, что в качестве главного стимула применяется принуждение, а материальное поощрение отходит на второй план. Положения теории «Х» распространяются на отсталых людей, которые имеются в любом обществе, однако важна их доля в общей массе трудоспособного населения. Чем она выше, тем шире сфера применения данной теории, и наоборот.

Теория «У» является антиподом теории «Х» и исходит из того, что преобладающими мотивами людей являются их социальные потребности и желание хорошо работать. Наиболее важный для них стимул – это удовлетворение потребности в самовыражении и только затем – моральное и материальное поощрение. Принуждение в ряду стимулов стоит на последнем месте. В этой теории считается, что обычный воспитанный человек готов брать на себя ответственность за результаты своего труда и стремится к этому. Однако общество слабо использует потенциал человека и не позволяет ему полностью раскрыться.

Очевидно, что данная модель отражает не всех людей, а только наиболее активную, передовую, творчески мыслящую часть общества, на долю которой обычно приходится не более 15-20% всей численности работников.

Теория «Z» основана на том, что в мотивах людей сочетаются как биологические, так и социальные потребности. Они предпочитают работать в группе и считают приоритетным групповой метод принятия решения. При этом должна существовать персональная ответственность за результаты труда, четкие методы и критерии оценки этих результатов. Именно человек является основой любого коллектива и именно он обеспечивает успех всего предприятия. Поэтому администрация должна проявлять постоянную заботу о работниках, обеспечивать им долгосрочный или даже пожизненный наем. Предпочтение отдается медленному служебному росту по мере достижения работником определенного возраста, постоянной ротации и самообразованию кадров. Стимулы побуждения к труду в теории «Z» располагаются в следующей последовательности: материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение, принуждение. Этой теории во многом соответствуют работники японские компаний. Однако и в других странах нетрудно найти примеры, подтверждающие те или иные положения данной теории.

Обычно в трудовом коллективе встречаются все типы людей, описываемых первоначальными теориями мотивации. Поэтому применение того или иного способа мотивации зависит от удельного веса работников, относящихся к конкретному типу людей, в их общей численности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: