Эта теория была разработана во второй половине 50-х годов ХХ века группой, возглавляемой Герцбергом. Они опросили 200 инженеров и служащих одной крупной лакокрасочной фирмы, чтобы те ответили на следующие вопросы: «Можете ли Вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли Вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?».
Полученные ответы были разделены на две большие группы, которые Герцберг назвал «факторами условий труда» и «мотивирующими факторами» (см. таблицу 3).
Согласно теории Герцберга при отсутствии или недостаточном проявлении факторов условий труда у человека возникает неудовлетворенность работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе они не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не обязательно приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности труда.
|
|
Таблица 3
Теория двух факторов Герцберга
Факторы условий труда | Мотивирующие факторы |
Политика фирмы Условия работы Заработная плата Межличностные отношения в коллективе Степень непосредственного контроля за работой | Успех Продвижение по службе Признание и одобрение результатов работы Высокая степень ответственности Возможности творческого и делового роста |
Теория Герцберга и теория Маслоу имеют много общего. Факторы условий труда Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и социальным потребностям Маслоу, а его мотивирующие факторы – потребностям самовыражения, признания и уважения Маслоу.
Для того, чтобы использовать теорию Герцберга на практике, необходимо составить перечень гигиенических и мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить наиболее предпочтительные из них.
К недостаткам теории Герцберга относится то, что он предполагал наличие сильной корреляционной связи между удовлетворением от работы и производительностью труда. Однако практика показывает, что такая корреляция наблюдается далеко не всегда. Кроме того, на результаты опросов, подобных тому, который провел Герцберг, существенное влияние оказывает преувеличение людьми своей собственной роли в ситуациях успеха на предприятии и ее приуменьшение в неблагоприятных ситуациях. Нужно также принимать во внимание, что разные люди имеют разные потребности, поэтому различные мотивирующие факторы влияют на них по-разному.