Организационная структура бухгалтерии

Согласно Закону о бухгалтерском учете ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяй­ственных операций несет руководитель организации и другие ответственные за организацию бухгалтерского учета лица, которые в зависимости от объема учет­ной работы могут:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразде­ление, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной орга­низации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Рациональная организация бух­галтерского учета основывается на организационно-правовой форме юридического лица, законополо­жений, инструкций и других регламентирующих документов по учету и отчетности; установление наиболее рациональных взаи­моотношений производственных участков с бух­галтерией; определение объема бухгалтерской инфор­мации; рациональное распределение функциональных обязанностей между персоналом учетного аппарата.

Бухгалтерия является само­стоятельной структурной единицей организации, и ее количественный состав зависит от размеров орга­низации, видов предпринимательской деятельности, организации и технологии производства, наличия струк­турных подразделений и их территориального расположения, квалификации персонала бухгалтерии.

В современных условиях сло­жились три основных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).

При линейной структуре бухгалтерии ее работники подчиня­ются непосредственно главному бухгалтеру. Данная структура предусматривает централизацию бухгалтерского учета, которая предполагает обобщение учетных данных в главной бухгалтерии, что позволяет рацио­нально организовать труд персонала бухгалтерии. Такая структура бух­галтерии применяется в небольших организациях.

При вертикальной структуре бухгалтерии создают­ся промежуточные звенья управления (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Персонал бухгалтерии подчиняется непосредственно старшим бухгалтерам соответствующих отделов (звеньев управления). Данная модель структуры бухгалтерии при­меняется в средних и крупных организациях.

При функциональной (комбинированной) структу­ребухгалтерии ее специальные структурные подразделения (по центрам ответственности и другим организационным структурам) выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений бухгалте­рий в пределах установленной компетентности. Такая структу­ра аппарата бухгалтерии применяется в холдинговых компаниях, в которых созданы центры ответственности на базе организации внутрихозяйственной кооперации, арен­ды.

Данная схема предполагает децентрализацию бухгалтерского учета, которая состоит в том, что в отдельных бизнес-единицах не только оформляются пер­вичные документы, но и ведется синтетический и аналитический учет, составляются бухгалтерские балансы и отчеты, которые сдаются в главную бух­галтерию. Персонал глав­ной бухгалтерии осуществляет контроль за работой бухгалтерии бизнес-единиц холдинга.

Таким образом, децентрализация учета используется там, где она неизбежна в силу территориальной или оперативно-управленческой обособленности подразделений и служб организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: