Развитие кустарного производства и торговли

Недостаток земель и скудность почвы, с одной стороны, а с другой – наличие большого количества шерсти – этого основного сырья для производства бурок, войлоков, горского сукна и так далее – привели к тому, что ремесло в Карачае получило довольно большое значение. Оно стало дополнительным источником существования, подспорьем в бедном хозяйстве карачаевцев.

Несмотря на то, что хозяйство карачаевцев носило натуральный характер и ремесло не отделилось от сельского хозяйства, налицо были некоторые элементы товарного производства.

Каждая семья изготовляла для собственного потребления все: одежду, обувь, орудия труда. Но часть изделий предназначалась и для обмена. Наличие обмена не противоречит натуральному характеру хозяйства.

Профессиональная специализация в ремесле также была незначительной. Только кузнечное ремесло, да частично деревообделочное выделились, как особые профессии.

Всеми остальными видами ремесел занимались одновременно одни и те же лица. Разделение труда было незначительным.

Женщины были главными труженицами в ремесленном производстве Карачая. «Женщины бесспорно главные деятельницы местного кустарно- промышленного дела; на них лежит наибольшая и самая тяжелая часть труда», - писал знаток кустарных промыслов О.В.Маргграф.

Специфически женскими промыслами были обработка шерсти, изготовление войлочных изделий и сукна, металлическое плетение, шитье золотыми и серебряными нитками.

Мужчины занимались кузнечным и деревообделочным промыслом, делали седла, ремни, обрабатывали шкуры крупного рогатого скота, шили обувь.

Ремесло было в основном ручным, почти без применения станков, даже имеющиеся станки были довольно примитивными. Тем большего искусства требовалось от ремесленников, чтобы с такой техникой создавать вещи, отличающиеся большой прочностью, красотой и совершенством.

Это свойство местных вещей отмечал и О.В.Маргграф: «А между тем, при всей несложности и грубости орудий производства,- некоторые местные изделия отличаются совершенством работы, красотою отделки и дешевизною».

Территория Карачая богата природными ископаемыми: серебряной, свинцовой и железной рудой, медным колчеданом, каменным углем и другими. В основном эти богатства до второй половины Х1Х века не использовались, хотя карачаевцы кое-какие разработки все же вели.

В пещере на речке Сескол около Карт-Джурта и сейчас лежат целые горы шлака. По преданиям, здесь несколько веков назад добывал железо еще Боташ. Разработки продолжались и позже. Железо обрабатывали при помощи сырого дутья, доводили металл до мягкого состояния, а затем ковали.

Из железа изготовляли боевое оружие, орудия сельского хозяйства и ремесла, предметы домашнего обихода

Конкурентами карачаевских ремесленников были дагестанские мастера, которые, занимаясь отходничеством, приезжали в карачаевские аулы и здесь занимались кузнечным, ювелирным и оружейным производством. Кроме этого, они привозили для продажи готовую продукцию. Так как для общения с карачаевцами они использовали кумыкский язык, их стали называть кумыками, хотя дагестанские мастера не принадлежали к кумыкам по национальности.

По мере роста связей Карачая с Дагестаном, спрос на местные металлические изделия падал. За кузнецами- карачаевцами осталось производство железных орудий труда. В каждом селении имелась кузница, которая располагалась у окраины. Кузнецы были очень почитаемыми людьми в аулах и их работа хорошо оплачивалась деньгами, кроме того каждый дом давал им по одному барану в год. Лучшие из них брали на обучение подростков из своего селения и не только и славились на весь Карачай.

Работали кузнецы круглый год, но особенно много работы у них было весной, когда начинались весенние полевые работы.

В хозяйственном укладе карачаевцев многие предметы быта изготовлялись кузнецами: железный лемех к сохе, серп, подковы, ножи и многое другое. Несмотря на простоту изделий, все они отличались совершенством работы, красотой отделки и изяществом. У всех предметов кузнецы делали крученые ручки, как украшение. Сложной работой считалось изготовление фамильных и родовых тавр для клеймения скота. Тавро имели только представители сословий биев и узденей.

Но наиболее распространенным видом промыслов у карачаевцев являлась все же обработка шерсти.

Из шерсти валяли бурки и войлоки, шляпы и ноговицы, ткали сукно. Надо отметить, что производство это было полностью сосредоточено в руках женщин, которые «не отрываясь от своих земледельческих и домашних работ, производством войлочных изделий занимается на досуге: осенью, зимой и ранней весною, при том у себя дома». Шерсть осенней стрижки, как самая качественная, шла на изготовление сукна и бурок, весенняя – на войлоки, совсем плохая –на тюфяки. Бурки производили в основном черные, из белой шерсти изготовляли бурки обычно в подарок или для представителей знати. Карачаевские бурки изготовлялись чаще не крашенные в отличие от кабардинских, которые преимущественно были крашенные. Крашенные бурки в Карачае производились в ничтожно малом количестве и в основном в селениях Нового Карачая.

Кроме бурок, карачаевцы изготовляли войлочные накидки для пастухов –гебенек. Гебенек являлась очень древней своеобразной и оригинальной, по определению многих кавказоведов, одеждой о существовании гебенека у кипчакских племен, описывая их военный поход, Рашид-ад-Дин писал: «Все войско надело валеные из войлока капенеки». Эта форма одежды известна многим тюркским народам Средней Азии. Гебенек напоминал по покрою бурку, но был намного короче, имел рукава, капюшон, застегивался на пуговицы и являлся рабочей одеждой.

Главным предметом войлочного производства были бурки. В первом же этнографическом описании Карачая сказано, что они делали «сукна, кошмы и особенно славящиеся бурки».

Бурок, бурочников и ноговиц в Карачае производилось много больше, чем было необходимо для собственных нужд. Поэтому значительная часть их шла на обмен к соседним народам, в Закавказье, а также через меновые дворы и на ярмарки в казачьих станицах.

Наиболее ранние, но еще неточные сведения о производстве бурок относятся к 1867 году. В отчете начальника Эльборусского округа Н.Петрусевича за этот год сказано, что жительницами Карт-Джурта сделано для дома бурок 355, для продажи –831; жительницами Учкулана соответственно 51 и 73 бурки; Хурзука –102 и 104, а всего в Карачае изготовлено 508 бурок для собственного потребления и 1001 –для продажи.

Однако, «собирать сведения пришлось от женщин, которые или вообще ничего не показывали, или объявляли только о самых незначительных количествах, так что прилагаемая ниже сего таблица выражает далеко не действительную цифру».

Процесс изготовления кийизов был схож с бурочным производством, с той разницей, что шерсть красили заранее.

С кийизами связано много обрядов и обычаев карачаевцев. Ими покрывали почетное сиденье, на котором хозяин дома принимал гостей или богато убирали особый угол в доме, где помещали невесту на свадьбах. Кийизы, предназначенные в приданое невесты, отличались особыми яркими расцветками, изяществом, богатым геометрическим орнаментом. Также делали кийизы и для погребальных церемоний: покойника провожали в последний путь завернутого в кийиз. Из кийизов делали и маленькие молитвенные коврики. «Многообразие применения войлочных ковров в быту, их различное ритуальное значение способствовали выработке и многообразию их орнаментальных форм, красочной палитры»,- пишет об этом А.Я.Кузнецова.

Тканые изделия делались из шерсти самого высшего качества. Длинная шерсть шла на основу ткани, короткая –на поперечную нить.

Отсортированную, вымытую и чесаную шерсть пряли при помощи веретена, которое женщины практически не выпускали из рук.

Горское сукно шло в основном на шитье мужской одежды –черкески и башлыков. Это определяло и длину куска сукна, необходимого для шитья одной черкески – 18 аршин. Белое сукно производили для шитья черкесок представителям знати, а простые крестьяне предпочитали серый или коричневый цвета.

Сукно ткали на примитивном ткацком станке, который мог произвести любой карачаевец. Только челнок был труден для изготовления, и поэтому его делали специальные мастера. Снятое со станка сукно мыли, катали на плетне, снова мыли и готовое красили. Часто для получения необходимого цвета смешивали шерсть различных цветов: черную и белую в разных пропорциях, например, для получения серого сукна. Это и неудивительно, потому что окрас шерсти карачаевской овцы был очень разнообразным и позволял прибегать к окраске в редких случаях.

Кийизы, бурки и сукно, как говорилось выше, были основными предметами обмена на ярмарках и меновых дворах. Спрос на них, по мере укрепления связей между горцами и русскими, все время возрастал.

Металлическое плетение, шитье золотыми и серебряными нитками считались чисто девичьими занятиями. Девушки вышивали предметы одежды, а также полностью готовили себе приданое.

Материал для золотошвейного дела в Карачай попадало из Закавказья –Грузии и Азербайджана, а также из Турции, Персии, стран Средиземноморского бассейна, позже из России и Европы.

Золотошвейному делу обучали девочек из различных сословий с малых лет, но в основном это было уделом представителей независимых сословий.

Несмотря на натуральный характер хозяйства, обмен у карачаевцев получил довольно широкое распространение. Обилие скота и продуктов скотоводства, а также ремесленных изделий давало возможность выменивать их на недостающие продукты земледелия, ткани, соль и другие продметы. Уже в ХY111 веке карачаевцы имели довольно широкие торговые связи с соседними народами: черкесами, ногайцами, абазинами, кабардинцами, а с конца века и с русскими.

Платон Зубов в начале Х1Х века писал о торговых связях карачаевцев с грузинами, о поездках в местечко Они: «Карачаевцы, балкары и чегемы отвозят туда свои домашние и грубые изделия: толстые сукна, войлоки, бурки, чекмени, равномерно пушной товар, приобретая взамен оных соль, бумажные изделия и мелочные вещи, необходимые для домашнего употребления».

Торговля с грузинами не ограничивалась торговлей на грузинских ярмарках. Грузинские торговцы сами приезжали в карачаевские аулы и выменивали свои товары на скот и продукты скотоводства.

Кроме грузин, мелкой розничной торговлей в аулах занимались горские евреи и армяне. Об этом пишет Н.Петрусевич: «Из Эльборусского округа ежегодно выходит значительное количество шерсти, бурок, полстей, овчин и других предметов, получаемых от скотоводства. Все это продается на деньги или меняется на хлеб в станицах и красный товар, торгующих в Карачае армян и евреев». Г.Чурсин отмечал: «Джегонасские евреи являются по преимуществу торговцами и являются в Карачай в качестве скупщиков кож, шерсти и изделий из нее: бурок и войлоков.

Кроме того, они собирают и доставляют в Баталпашинск дубовую кору, идущую для дубления кожи».

Особенно славились на Кавказе карачаевские бараны, поэтому они имели и наибольший сбыт. Даже очень далекие от Карачая кумыки приезжали за карачаевскими овцами. Соседние с карачаевцами абазины выменивали баранов на мед.

После поселения хоперских казаков на правобережье Кубани карачаевцы завязали и с ними торговые отношения. Они снабжали казаков скотом, продуктами скотоводства и ремесленными изделиями, а в обмен получали хлеб, соль, ткани и металлические изделия.

Для урегулирования торговых связей русское правительство открывало при укреплениях меновые дворы и карантинные заставы.

Торговля на меновых дворах в первые годы была безденежной. Горские товары менялись непосредственно на соль, которая оценивалась выше ее действительной стоимости.

В 1828 году в прошении на имя генерала Емануеля карачаевцы, принимая русское подданство, просили учредить для торговли меновый двор «на коем они могли бы получать хлеб, соль, железо и другие нужные им товары».

Только в 40-е годы были открыты меновые дворы для торговли с карачаевцами в станицах Боргустанской и Баталпашинской, где до 1846 года была лишь карантинная застава.

Боргустанский меновый двор посещался почти исключительно карачаевцами, а Баталпашинский –карачаевцами, черкесами, ногайцами и абазинами.

Оборот этих дворов был довольно велик, что свидетельствовало о росте торговых связей. В течение 1847 года карачаевцы привезли на Боргустанский меновый двор товаров на 26 993 рубля, а приобрели на 22 715 рублей; в 1848 году привезли на сумму30 740 рублей 75 копеек, а купили –на 31 312 рублей 83 копейки.

Эти суммы покажутся еще более внушительными, если вспомнить цены тех лет. Овчины, например, продавались по 25 копеек, бурки –по 1 рублю, черкески –по 2-3 рубля, масло –по 4-5 рублей пуд, корова стоила 13-20 рублей, а лошадь –30-35 рублей.

На вырученные от продажи товаров деньги горцы покупали хлеб, мануфактуру (главным образом хлопчатобумажные ткани), медную посуду, чугунные котлы и так далее.

Торговые связи горцев с русскими еще более возросли после того, как им было разрешено посещать ярмарки в казачьих станицах и городах. Крупные ярмарки были в Георгиевске, Пятигорске, Ставрополе и в станице Баталпашинской.

Хлеб, получаемый в казачьих станицах, был основным продуктом, ввозимым в Карачай. Хлеб покупали на деньги, а также выменивали на масло, ремни, чашки, корыта и другие товары.

Важным предметом вывоза в Х1Х веке становится лес, так как все казачьи станицы и укрепления располагались на правой безлесной стороне Кубани, и лес для построек казаки вынуждены были покупать у карачаевцев, земля которых была богата прекрасным строевым лесом.

Продажа леса была затруднена отсутствием колесных дорог в Карачае. Поэтому карачаевцы предпочитали продавать лес на корню, чтобы казаки сами сплавляли его вниз по Кубани. Перевозка обходилась значительно дороже самой древесины. На корню лес продавали за бесценок. Большая сосна, например, стоила30 копеек, а с доставкой цена возрастала до 7-9 рублей. За 1847 год карачаевцы продали леса на 22 тысячи рублей.

Расширение торговых связей отражалось на экономике карачаевского аула. Оно стимулировало развитие товарного производства, так как многие изделия карачаевского ремесла производились специально для продажи. Но процесс имел и другую сторону. Привоз более дешевых фабричных изделий вытеснял с рынка местную продукцию. Так, карачаевцам стало выгоднее продавать свою шерсть, цены на которую поднялись, русским фабрикантам, а самим покупать готовые фабричные сукна.

Следовательно, возникновение торговых связей карачаевцев с другими народами Кавказа обуславливалось необходимостью в покупном хлебе, металлах, тканях и соли. главными предметами обмена со стороны карачаевцев были скот, лес и ремесленные изделия, особенно бурки, сукно и войлоки.

Начиная с Х1Х века, все большую роль в обмене стали играть русские. Для упорядочения торговых связей на Кавказской линии открывались меновые дворы и карантинные заставы. Ближайшие к карачаевским аулам меновые дворы располагались в станицах Боргустанской и Баталпашинской.

Расширение торговых связей с русскими и другими народами, с одной стороны, стимулировало развитие товарного производства, с другой –дешевые фабричные изделия стали постепенно вытеснять местную кустарную продукцию.

Рекомендуемая литература:

1. Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. – Черкесск, 1978.

2. Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке (дореформенный период). Черкесск,1960

3. Очерки истории Карачаево–Черкесии. – Т.1.-Ставрополь,1967.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: