Общественный строй народов Карачая и Черкесии

Общество, как известно, не может существовать без определенных норм и пра­вил. Горское общество не является исключением: у него существует две категории норм – адат и шариат.

Нормы обычного права регулировали общественный строй горских народов, в том числе и карачаево-балкарского. Обычное право горцев также дает возможность определить сущность общественно-политических, социально-экономических и бытовых отношений в горских обществах. По ним верховная политическая власть в обществе принадлежала князьям. В адатах было записано, что князь «почитается владельцем покровительствуемых аулов и земель, ему принадлежащих, обязан их оберегать и защищать». Привилегии горских биев поддерживались царскими властями. С 1852 года они стали титуловаться таубиями, то есть горскими князьями.

Социальный строй народов КЧР можно характеризовать как феодально-патриархальный с сохранением родовых пережитков, причем в сфере производственных отношений господствовали феодальные отношения, а бытовой уклад сохранял многие патриархальные черты.

Традиционной организацией, руководившей жизнью народов Карачая и Черкесии в XIX веке была сельская община. Внутри сельской общины существовали черты более архаических форм организации общества – родовой и семейной общин. Сельская община обозначалась арабским словом «джамаат», употреблявшимся по отношению и к обществу и к народному собранию.

Авторитет народного собрания и старейшин был так велик, что в XIX веке все важнейшие вопросы решались народным собранием и старейшинами. Глубокое уважение к старикам у горцев подчеркивал В.Я.Тепцов: «Уважение старших – это основной закон карачаевского нравственного кодекса».. Народное собрание являлось высшим органом власти соседской общины и решало вопросы войны и мира, разрешало конфликты между родами, земельные и имущественные дела, избирало судей, могло принудить даже феодальных владельцев к выполнению своих обязанностей. В его компетенцию входили определение сроков перегона скота, сенокоса, дела, связанные с землей и оросительной системой, а также обязанность следить за нравственностью населения. Оно могло принять решение об изгнании из общества человека, опозорившего себя предательством или другим тяжким преступлением. Представительности народных собраний придавалось большое значение: в адатах была даже специальная норма, гласившая: «Если сельские исполнители не соберут старейшин или целое селение, с них взыскивается целая овца».

Решения проводились в жизнь с большой точностью, при этом не только народного собрания, но и совета старейшин.

В совет старейшин входили старики, мудрость которых была признана всем селением. Органов принуждения не было, их власть была основана на авторитете и поддерживалась общиной в целом.

В XIX веке в общинном управлении появляются черты сословности. Совет старейшин постепенно стал терять черты патриар­хального демократизма. Его функции перешли представительным органам власти: совету старшин. Несмотря на сохранявшийся авторитет старейшин, горская знать постепенно начинала играть все большую роль на собраниях и влиять на принятие решений, часто предопределяя их.

Об этом говорит и существование княжеских советов, на которых обсуждались вопросы, касающиеся только самих аристократов.

В конце XIX века народное собрание было заменено сельским сходом. При таком устройстве сельской общины сохранялась общинная собственность на землю: все поля, общинные выгоны. Существовала помощь скотом, обычай отдавать скот в ортак, обычай оказывать помощь старейшинам, отработочная рента и натуральная рента.

Уровень исторического развития определяется наличием у них сословного деления, которое мы сейчас рассмотрим.

Привилегированное сословие – пши, аха, султаны, мурзы, бии. Основой эксплуатации являлась их собственность на землю и скот. Землей владели на основе вотчинного права, владели родами, могли быть валиями. Пользуясь экономическим могуществом, держали в руках всю политическую, военную и судебную власть. Лица привилегированных сословий и в общине находились на особом положении. Для них делались исключения в аульных пра­вилах, их нельзя было, как рядовых общинников, арестовать, оштрафовать или отправить на общественные работы.17 Они не были подсудны аульному суду. Это феодально-сословная верхушка общества. Бии, отмечает в своей работе В.И.Сысоев, «были полные господа и от них зависели все внутренние распорядки общины». После вхождения Карачая и Черкесии в состав Российской империи бии стали надежной опорой русской адми­нистрации в Карачае.

Дворянство делилось на две категории:

Первостепенное – тлекотлеши, агмистаду;

Второстепенное – уорки, агмиста, уздени. Служилые люди, большинство не имели земельной собственности, крепостных и патриархальных рабов. У абазин и адыгов они обычно получали от князей земельный надел и скот, но за это они несли военную службу. У карачаевцев имели земельную собственность, крепостных и патриархальных рабов.

Крестьянство 1 категории – тльфукотли, кара-уздени, анхаю, азаты. Юридически свободные, экономическая зависимость определялась адатами.

Социальное положение, близкое к кара-узденям, занимали азаты – вольноотпущенники. Работая на владельца в течение ряда лет, большинство азатов выплачивало ему выкуп за свою свободу, не получая при освобождении ни земли, ни скота. Не освобождаясь целиком, азаты несли также натуральные повинности своим бывшим владельцам. Так, убив скотину или оленя, азат обязан был отнести лучший кусок мяса своему хозяину. В прошлом крепостные или рабы, они получали свободу за выкуп или за определенные заслуги. Однако, даже становясь юридически свободными, они фактически были зависимы от князей и верхушки узденчества. Социальное положение азатов было значительно ниже, чем у узденей и повинности были намного тяжелее. Это были крестьяне, освобожденные от феодальной зависимости с выкупом или без задолго до отмены крепостного права в 1868 году.

2 категория – крепостные: юльгюлюкулы, джоллукулы, лыги, логонапыты. Имели семью и собственное хозяйство. Юльгюлюкулы («правные» в русских источниках) имели права и обязанности, зафиксированные в адатах: могли иметь семью, которая считалась законной и не могла быть разбита при продаже, и маленькое хозяйство. Феодал считался полновластным хозяином крепостного крестьянина, его семьи и всего крестьянского хозяйства. «Крепостные люди, хотя и пользуются приобретенным ими скотом и другим имуществом, но владелец их вправе оное от них отобрать и употребить в свою пользу» - сказано в адатах.

Патриархальные рабы – унауты, пшитли, башсызкулы – абсолютно бесправны.

Чанка – межсословная прослойка – рожденные от отца-князя и крепостной крестьянки или рабыни.

Основными производителями материальных благ являлись свободные крестьяне, которые несли ряд повинностей в пользу владельца.

Феодально-зависимые крестьяне не допускались к решению политических вопросов, которые рассматривались исключительно привилегированными сословиями, плата за кровь этой части населения была значительно ниже, чем за убийство или ранение князя или дворянина.

Если уздень покушался на жизнь или имущество бия, то адат был целиком на стороне бия, охраняя его повышенной платой за кровь. За ранение узденя штраф налагался в размере 20-25 рублей, а за ранение бия – в 300 рублей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: