Предмет и задачи логопеди

Логопедия — это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней:
logos (слово), раidеiа (воспитание, обучение) — и в переводе означает воспитание правильной речи.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — состояние речевых и неречевых процессов и функций у лиц с разнообразными расстройствами речевой деятельности.

Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Исходя из определения логопедии как науки можно выделить следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности и степени проявлений нарушений речи.
3. Выяснение этиологии, механизмов, в том числе психолингвистических, структуры и симптоматики речевых нарушений.

4. Систематизация речевых расстройств.

5. Научно обоснованное соотношение нозологического (Клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

6. Разработка методов педагогической дифференцированной диагностики речевых расстройств.

7. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

8. Совершенствование методов ранней профилактики и устранения речевых расстройств.

9. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

10. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, поведения.

11. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

12. Разработка вопросов организации логопедической помощи. Исследование особенностей логопедической службы в региональных условиях. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

13. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники и новых технологий.

14. Анализ достижений в теории и практике отечественной и зарубежной логопедии.

15. Унификация категориального аппарата.

В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

Для решения поставленных задач необходимо следующее:

— использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

— обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

— распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Решение задач логопедии определяет ход логопедического воздействия.
Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно речевой; познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека. Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обусловливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ

Логопедия опирается на общедидактические и специфические принципы, составляющие теоретическую и методологическую основу науки, основу анализа речевых нарушений и логопедического воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: