это то, по поводу чего у субъектов возникают правовые отношения, ради чего они вступают в правовую связь.
Таким образом, в качестве объекта налоговых правоотношений выступают разнообразные материальные блага (например, денежные средства в виде сумм налога, сбора, пени, штрафа) и нематериальные блага (например, публичный правопорядок в сфере налогообложения).
Субъекты (лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями налоговых обязанностей и прав)
В настоящее время действующее российское налоговое законодательство не лишено недостатков. В частности, оно не содержит полного легального перечня участников (субъектов) налоговых правоотношений.
Так, в ст. 9 НК РФ вводится понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах». Приведенный в этой статье перечень таких участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, относит к ним только следующих субъектов права:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
|
|
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
3) Федеральная налоговая служба (ФНС России), которая является правопреемником МНС России;
4) Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его подразделения;
5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);
6) Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Налоговым кодексом;
7) органы государственных внебюджетных фондов.
Естественно, ограничивать круг участников налоговых правоотношений только приведенными в ст. 9 НК РФ субъектами было бы ошибочным. Из анализа иных положений части первой НК РФ правомерен вывод о том, что участниками налоговых правоотношений, безусловно, являются и иные субъекты, не указанные прямо в тексте указанной статьи.
К таким участникам налоговых правоотношений, в частности, относятся:
|
|
1) органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы);
2) органы опеки и попечительства, социальные учреждения;
3) процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели);
4) кредитные организации (банки);
5) Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации - правопреемник органов налоговой полиции (с оговоркой -при решении вопросов, отнесенных к ее компетенции НК РФ).
Итак, подведем предварительный итог. Мы выявили, что существует два вида (группы) субъектов (участников) налоговых правоотношений:
1) основные участники (субъекты) налоговых правоотношений (напомним, НК РФ именует их «участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах»);
2) иные участники налоговых правоотношений - все остальные участники налоговых правоотношений, не указанные прямо в ст. 9 НК РФ, но являющиеся таковыми на основании норм НК РФ.
Юридическое содержание налоговых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности участников таких правоотношений. Как известно, право именуется субъективным по принадлежности субъекту правоотношения. Реализация субъективного права зависит от усмотрения управомоченного лица - участника (субъекта) налоговых правоотношений. Указанный участник налогового правоотношения может воспользоваться предоставленным ему правом либо отказаться от его реализации. Обязанность называют юридической, так как она предусмотрена юридической нормой (в данном случае - налогово-правовой нормой) и подлежит безусловному выполнению.
Таким образом, субъективное право субъекта налогового правоотношения - это вид и мера возможного поведения этого управомоченного лица, которому, как правило, соответствует юридическая обязанность другого лица. Например, соблюдение прав налогоплательщиков, закрепленных в ст. 21 НК РФ, обеспечивается возложением нормами ст. 32 НК РФ на налоговые органы соответствующих, корреспондирующих этим правам обязанностей.
Такое субъективное право участника налогового правоотношения включает в себя три правомочия:
1) совершать определенные действия самому (например, право налоговых органов проводить налоговые проверки);
2) требовать совершения определенных действий от другого (на пример, право налоговых органов требовать исполнения налогоплательщиками возложенных на них законодательством обязанностей);
3) обратиться за защитой к органам государства (например, право налогоплательщика обращаться к государству за административной и судебной защитой его нарушенных налоговым органом прав и законных интересов, т. е. осуществить правопритязание).
Таким образом, по своей сути субъективное право участника налоговых правоотношений является средством удовлетворения его интересов путем совершения определенных юридических действий, требований и притязаний.
В свою очередь, юридическая обязанность участника налоговых правоотношений выступает в качестве меры должного поведения обязанного лица, причем такая мера соответствует субъективному праву другой стороны налогового правоотношения.
Таким образом, по своей сути юридическая обязанность участника налоговых правоотношений есть средство удовлетворения чужих интересов (интересов государства или налогоплательщика) путем совершения необходимых действий, воздержания от определенных действий и претерпевания негативных санкций.
Таким образом, содержание налоговых правоотношений, как и любых других правоотношений, может быть раскрыто через правовой статус субъектов таких правоотношений. Права, обязанности, а в определенных случаях и компетенция субъектов налоговых правоотношений предусмотрены налоговым законодательством.