По общему праву субъекты любых правоотношений участвуют в таких правоотношениях лично. Однако, как писал известный немецкий юрист К. Юсти, «незыблемость любого рода правил достигается наличием исключений из него...».
Налоговый кодекс Российской Федерации с учетом норм гражданского законодательства предусматривает возможность использовать в налоговых правоотношениях институт представительства. В соответствии со ст. 26 НК РФ налогоплательщик (или плательщик сборов) вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя (если иное не предусмотрено НК РФ).
Личное участие налогоплательщика (плательщика сборов) в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя, и наоборот, участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.
По общему правилу законными представителями налогоплательщика-организации являются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, как правило, руководитель организации и его заместители. Соответственно налогоплательщиков-организации в налоговых правоотношениях представляют лица, уполномоченные на то законом или учредительными документами организации. Как правило, законным представителем организации, уполномоченным действовать от ее имени без доверенности, выступает исполнительный орган управления соответствующей организации.
Налоговым кодексом Российской Федерации на сферу налоговых правоотношений распространяются основные, закрепленные гражданским законодательством положения и, в частности, норма о том, что действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации. Для определения правового статуса участников налоговых правоотношений это означает, например, следующее. В соответствии с п. 4 ст. 110 НК РФ в случаях выявления юридических фактов нарушения организацией налогового законодательства вина такой организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, деяния которых вызвали правонарушение.
Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Поэтому в налоговых правоотношениях в качестве законных представителей физических лиц могут выступать родители для несовершеннолетних детей (включая усыновленных), опекуны для опекаемых, попечители для подопечных. Законный представитель физического лица действует от его имени без доверенности.
Кроме того, любой налогоплательщик (плательщик сборов) вправе уполномочить физическое или юридическое лицо представлять его интересы в налоговых органах и перед другими участниками налоговых отношений. Такой представитель именуется уполномоченным представителем.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. При этом следует отметить, что действие либо бездействие уполномоченного представителя налогоплательщика-организации не признается автоматически действием либо бездействием самого налогоплательщика, как это имеет место для законного представителя.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Лицам, которые в силу служебного положения могут влиять на выполнение налогоплательщиком своих обязанностей, не дано права быть его представителями по назначению. К таким лицам относятся должностные лица налоговых и таможенных органов, государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, а также судьи, следователи и прокуроры.






