Диагностика. Обследование артикуляционного аппаратаначинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов

Обследование артикуляционного аппаратаначинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме.

Исследование подвижности артикуляторных органов.С этой целью ребенку предлагается выполнить органами артикуляции ряд простейших движений, как по словесной инструкции, так и по подражанию. Для облегчения задачи можно делать это перед зеркалом (чтобы ребенок видел свое лицо). Так, ребенка просят вытянуть губы в трубочку («хоботок») и затем развести их в стороны («оскал»), высунуть язык изо рта и убрать его обратно в рот, поднять язык на верхнюю губу и опустить на нижнюю, отвести его в левый и правый углы рта (снаружи рта), сделать язык широким (распластанным) и узким. Для выяснения подвижности нижней челюсти ребенку предлагается сначала широко открыть рот, а затем закрыть его.

Состояние звукопроизношениявыясняется в процессе произнесения ребенком звуков изолировано, затем называния специально подобранных картинок. Картинки подбираются в первую очередь на исследуемые звуки ([х] и [х¢]), а затем на те звуки, которыми ребенок заменяет искаженно произносимый или отсутствующий звук. На каждый проверяемый звук подбирается три картинки с тем расчетом, чтобы звук оказывался в трех положениях в слове – в начале его, в конце и в середине. Например, хомяк – мох - яхта.

Исследование слуховой дифференциации звуков особенно важно в тех случаях, когда ребенок заменяет исследуемые звуки другими. Необходимо проверить состояние биологического слуха, т.к. его снижение резко затрудняет возможность слуховой дифференциации звуков.

Исследование слуховой дифференциации звуков обычно проводится при помощи специально подобранных парных картинок, названия которых различаются только проверяемым звуком (например, мука - муха). Взрослый называет эти картинки в неопределенной последовательности, не употребляя при этом никаких поясняющих слов, а ребенок лишь молча их показывает. Затруднения в показе будут свидетельствовать о неразличении данных звуков на слух.

КОРРЕКЦИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: