Ситуационный подход к менеджменту

Понятие и сущность ситуационного менеджмента. Специфика ситуационного управления, его преимущества и недостатки. Роль менеджера в ситуационном управлении.

Ситуационный менеджмент представляет собой управление, при котором концентрация осуществляется на пригодности различных методов управления для конкретной ситуации. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Базовыми элементами концепции ситуационного менеджмента являются следующие компоненты, подлежащие изучению, учету и применению:

1. Основные ситуационные факторы:

- состояние внешней среды;

- состояние внутренней среды в организации.

2. Ситуационный подход к разработке управленческого решения, который ориентирован на изучение влияния каждый конкретной ситуации на систему производства. При этом вероятность появления стандартных одинаковых ситуаций (ввиду практически бесчисленного множества вариантов сочетания ситуационных фактов) крайне мало. Ситуации, при которых фактический ход производства работы значительно отличается от запланированного (превышает определенные пределы, установленные планы) на данный момент времени.

3. Существующая в организации технология принятия и реализации решения. Возможность создания ситуационной подсистемы управления.

4. Роль личности, индивидуальности стиля руководства социотехнической системы. Человеческий фактор.

5. Анализ ситуаций – изучение параметров управляемого объекта, сложившихся внешних условий и конкретных обстоятельств (условий, ситуаций) его функционирования при разработке и реализации решения.

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Ситуационный менеджмент имеет собственные принципиальные недостатки, которые добавляются к недостаткам функционального менеджмента и потому достойны отдельного рассмотрения. К принципиальным недостаткам ситуационного менеджмента относятся:

- отсутствие возможности улучшения;

- перегруженность менеджеров нижнего звена управления;

- отсутствие стратегии и политики управления;

- доминирующая роль субъективного фактора.

Ситуационный менеджмент основан на опыте и личностных характеристиках руководителей, которые можно улучшать только путем проб и ошибок или кадровыми перестановками. Большинство опытных руководителей либо не могут сформулировать суть своей работы, либо не заинтересованы в этом для сохранения собственной значимости. В таких условиях формируется пренебрежительное отношение к регламентированию и упорядочению служебной деятельности. При отсутствии регламентов для стандартных процедур каждое управленческое решение приходится изобретать заново и доводить до каждого исполнителя. При этом персонал оказывается в растерянности, не имея стереотипов служебного поведения для стандартных ситуаций. Во избежание разногласий с начальством исполнители вынуждены по каждом вопросу обращаться к руководители: что приводит к немыслимой перегруженности менеджеров, которые тонут в текучке и совершенно не занимаются решением системных проблем.

Используя ситуационный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления. Итак, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени определяется тем, насколько руководитель сумел правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одного или нескольких из них. Ситуационный подход представляет собой наиболее широкую и удовлетворительную систему, разработанную к настоящему времени, для того, чтобы сделать управление эффективным.





Подборка статей по вашей теме: