Понятие коммуникации как процесса и как явления. Виды коммуникаций: горизонтальная и вертикальная; устная и письменная. Типы коммуникаций в организации.
Коммуникация как процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми.
Коммуникация как явление – это взаимодействие между людьми, предполагающее обмен информацией и передачу сведений между отдельными людьми и группами.
Цель коммуникации заключается в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
Элементы коммуникационного процесса:
Отправитель – это лицо, которое собирает или отбирает информацию и передает ее.
Сообщение – сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов.
Канал – средство передачи информации.
Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое ее воспринимает.
Основная цель процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.
Этапы коммуникационного процесса:
1. Этап посылки и кодирования.
|
|
2. Этап передачи.
3. Этап получения.
4. Этап обратной связи
Принята следующая типология коммуникаций:
1) между организацией и внешней средой;
2) между подразделениями;
3) внутри подразделения по уровням производства и управления;
4) межличностные;
5) неформальные.
Виды коммуникаций:
1. Горизонтальная и вертикальная.
Коммуникативный поток может перемещаться:
1) в вертикальном направлении:
- нисходящие (коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню);
- восходящие (восходящая информация в организациях перемещается от более низкого к более высокому уровню);
2) в горизонтальном направлении (когда общение происходит между членами одной группы или рабочей группы одного уровня, между руководителями или исполнительным персоналом одного уровня).
2. Устная и письменная.
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации. Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.
Письменные виды коммуникаций – это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.