double arrow
II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

1 семестр

Тема I. Введение

Понятие и предмет истории. История как действительность и история как наука. Основные этапы развития исторической науки: от позитивизма к релятивизму. Методология истории и ее понятийный аппарат. Современное понимание предмета исторической науки. История как наука о людях во времени. Расширение предмета истории. Новые направления исследований: количественная история, психоистория, история ментальности, культурная история, микроистория. Кризис социальной истории. Опасность фрагментации исторической науки и пути ее преодоления. Дискуссии в современной исторической науке.

Историческое сознание и историческая память. Социальные функции исторической науки. Роль изучения и преподавания истории в формировании исторического сознания. Предмет и значение курса «Отечественная история». Основные этапы развития российской исторической науки. Выдающиеся российские историки. Дискуссионные проблемы российской истории.

Рекомендуемая литература: 1. Гумилёв Л.Н. От Руси к России. – М., 1994.

2. Данилевсикий Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

3. История России с позиций разных идеологий: учебное пособие / Под ред. проф. Б.В. Личмана. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 461.

4. Методологические проблемы истории: учебное пособие /Под общей ред. В.Н. Сидорцова. – Минск: Тетра Системс, 2006. – 348 с.

5. Методологическое введение к курсу «Отечественная история»: хрестоматия-практикум /сост. Н.И. Гузарова, В.Н. Гузаров, Н.В. Трубникова. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 103 с.

6. Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2007. – 272 с.

7. Тайны истории. М.Н. Погодин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский о пользе исторических знаний. – М., 1994.

8. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1992.

9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.






Сейчас читают про: