Механизация работ и автоматизация учета на складе. Особенности хранения наркотических, ядовитых, сильнодействующих лекарственных средств и прекурсоров. Особенности хранения огнеопасных и взрывоопасных веществ.
Механизация работы аптечного склада достигается установлением современного оборудования. Автоматизация учета – установление различных программ, позволяющих точно и быстро подсчитать остатки ТМЦ.
Организация хранения НС, ПВ и их прекурсоров. Регламентируется ПП РФ от 31.12.09. № 1148 «О порядке хранения НС, ПВ и их прекурсоров.
1. Помещения, относящиеся к первой категории, оборудуются системой охранной сигнализации, состоящей не менее чем из трех рубежной защиты и тревожной сигнализации с выводом сигналов на пульт централизованного наблюдения подразделения в неведомственной охраны полиции. Входная дверь в помещении может быть металлическая, деревянная (усиленная обивкой с двух сторон железом или металлическими накладками), либо из другого материала, обеспечивающего класс защиты не ниже третьего. Входная дверь имеет не менее двух запирающих устройств третьего класса защиты от разрушающих воздействий.
|
|
Дверной проем входа помещения защищается с внутренней стороны дополнительной решетчатой дверью с запирающим устройством не ниже второго класса, изготовленной из стальной арматуры. Оформление дверного проема оформляется из стального профиля.
Оконные конструкции обладают третьим классом защиты. С внутренней стороны или между рамами устанавливаются металлические решетки, изготовленные из стальных прутьев, либо жалюзи или роль ставни соответствующие по прочности металлической решетке.
НС, ПВ и П хранят в запирающихся сейфах не ниже четвертого класса устойчивости к взломам или металлических шкафах. Допускается хранении на стеллажах, поддонах в невскрытой, неповрежденной таре либо в опечатанной таре в случае хранения больших объемов, не позволяющих размещения их в сейфах.
2. Помещения, относящиеся ко второй категории, оборудуются системой охранной сигнализации не менее чем из двух рубежной защиты и тревожной сигнализацией. Входная дверь аналогична первой категории, только не ниже третьего класса. На оконные конструкции первого и последнего этажей с внутренней стороны или между рамами устанавливаются металлические решетки не ниже третьего класса. НС, ПВ и их П хранятся в запирающихся сейфах не ниже четвертого класса устойчивости к взломам или металлических шкафах.
3. Помещения третьей категории оборудуются входной дверью аналогично первой категории. НС, ПВ и их П хранят в запирающихся настенных или прикрепленных к полу, стене сейфах. Сейф массой менее 1000 кг прикрепляется к полу или стене, либо встраивается в стену с помощью анкерного укрепления.
|
|
4. В помещения четвертой категории хранятся в запирающихся настенных или прикрепленных к полу, стене сейфах не ниже третьего класса устойчивости к взломам. Сейф аналогично помещениям третьей категории.
В местах временного хранения НС, ПВ и их П – хранятся в запираемых сейфах не ниже первого класса устойчивости к взломам, либо в металлических контейнерах.
Правила хранения ЛС в АО регламентируются приказом МЗ РФ и соц. развития № 706н от 23.08.10 «Об утверждении правил хранения ЛС»
IV. Требования к помещениям для хранения огнеопасных
и взрывоопасных лекарственных средств
и организации их хранения
13. Помещения для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств должны полностью соответствовать действующим нормативным документам.
14. С целью обеспечения хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств по принципу однородности в соответствии с их физико-химическими, пожароопасными свойствами и характером упаковки, помещения для хранения организаций оптовой торговли лекарственными средствами и производителей лекарственных средств (далее - складские помещения) разбиваются на отдельные помещения (отсеки) с пределом огнестойкости строительных конструкций не менее 1 часа.
15. Необходимое для фасовки и изготовления лекарственных препаратов для медицинского применения на одну рабочую смену количество огнеопасных лекарственных средств допускается содержать в производственных и иных помещениях. Оставшееся количество огнеопасных лекарственных средств по окончании работы в конце смены передается следующей смене или возвращается на место основного хранения.
16. Полы складских помещений и разгрузочных площадок должны иметь твердое, ровное покрытие. Запрещается применять доски и железные листы для выравнивания полов. Полы должны обеспечивать удобное и безопасное передвижение людей, грузов и транспортных средств, обладать достаточной прочностью и выдерживать нагрузки от хранимых материалов, обеспечивать простоту и легкость уборки складского помещения.
17. Складские помещения для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств должны быть оборудованы несгораемыми и устойчивыми стеллажами и поддонами, рассчитанными на соответствующую нагрузку. Стеллажи устанавливаются на расстоянии 0,25 м от пола и стен, ширина стеллажей не должна превышать 1 м и иметь, в случае хранения фармацевтических субстанций, отбортовки не менее 0,25 м. Продольные проходы между стеллажами должны быть не менее 1,35 м.
18. Для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств в аптечных организациях и у индивидуальных предпринимателей выделяются изолированные помещения, оборудуемые средствами автоматической пожарной защиты и сигнализацией (далее - помещения для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств).
19. В аптечных организациях и у индивидуальных предпринимателей допускается хранение фармацевтических субстанций, обладающих легковоспламеняющимися и горючими свойствами, в объеме до 10 кг вне помещений для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств во встроенных несгораемых шкафах. Шкафы должны быть удалены от тепловыводящих поверхностей и проходов, с дверьми шириной не менее 0,7 м и высотой не менее 1,2 м. К ним должен быть организован свободный доступ.
Допускается хранение взрывоопасных лекарственных препаратов для медицинского применения (во вторичной (потребительской) упаковке) для использования на одну рабочую смену в металлических шкафах вне помещений для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств.
|
|
20. Количество огнеопасных лекарственных средств, допустимое для хранения в помещениях для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств, расположенных в зданиях другого назначения, не должно превышать 100 кг в нерасфасованном виде.
Помещения для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств, используемые для хранения легковоспламеняющихся фармацевтических субстанций в количестве свыше 100 кг, должны находиться в отдельно стоящем здании, а само хранение должно осуществляться в стеклянной или металлической таре изолированно от помещений для хранения огнеопасных лекарственных средств других групп.
21. В помещения для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств запрещается входить с открытыми источниками огня.
Порядок отпуска медицинских товаров аптекам и лечебно-профилактическим учреждениям. Транспортная логистика. Договоры на поставку. Документы, подтверждающие законность реализации и качества продукции.
Основанием для отпуска товаров со склада является заказ-требование и накладная –требование (для ЛПУ). Заказ-требование составляется в двух экземплярах, второй остается в аптеке для контроля за поступлением. Заказ-требование составляется отдельно по каждому отделу склада. В заказе-требовании указывается наименование ЛС, единицы измерения и требуемой количество. Для НС, ПВ и их П, а также сильнодействующих и ядовитых, спирта этилового заказ-требование выписывается в четырех экземплярах, отдельные требования с указанием необходимого количества прописью. Требование подписывается заведующим и скрепляется печатью. Сроки подачи заказов устанавливаются руководством склада.
Порядок прохождения заказ-требования на складе
1. Отдел снабжения. Все поступившие на склад заказ-требования передаются в отдел снабжения, где они регистрируются и при необходимости корректируются. В требовании запрещается исправление количества товара в сторону увеличения, а также дописывание других наименований товаров или осуществление какой-либо замены. В целях объективного учета и удовлетворения запросов потребителей используют коэффициент распределения медицинских товаров, поступающих в аптечную сеть в ограниченном количестве. При расчете этого коэффициента учитываются факторы обуславливающие их потребление, например, заболеваемость, число коек в ЛПУ.
|
|
2. Отдел хранения. В отделах хранения на поступившие требования выписывается товарно-транспортная накладная в трех экземплярах. На ядовитые и наркотические средства в четырех экземплярах. Счеты выставляются по накладным отделов с указанием стоимости товара и подведение итогов по счету в целом. Товар собирается по отделам и с двумя экземплярами товарно-транспортной накладной передается в отдел экспедиции.
3. Отдел экспедиции. Осуществляется упаковка товара, заполняется упаковочный вкладыш в двух экземплярах. На основании товарно-транспортной накладной выписывается счет-фактура в четырех экземплярах. Два из них оставляют себе, два других передают с товаром.
Вывоз товара со склада допускается только по пропуску. Пропуск на вывоз ТМЦ выписывается в отделе экспедиции после оформления перечисленных выше документов и погрузке товара. Пропуск выписывается под копирку в двух экземплярах, второй экземпляр с распиской остается в отделе экспедиции. Пропуск действует только в день его выдачи.
Договор заключается между аптекой и поставщиком в письменной форме. Ассортимент, количество и качество, порядок и сроки отгрузки и другие условия поставки определяются договорами поставки (купли-продажи). Договора должны быть составлены в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса.
Аптека сама устанавливает организацию приёмки, проверки (согласно приказа Минздрава РФ от 16.07.1997 №214 «О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)», раздел 2 «Приемочный контроль»), регистрации, оплату поступающих товаров с учетом условий поставки и транспортировки. Определяет ответственных за приёмку товара лиц.
Порядок и место приемки товара зависит от способа их получения. Если товары доставляются транспортом поставщика, то приемка по количеству и качеству товаров производится непосредственно в аптеке. Если аптека сама приезжает за товаром к поставщику, то полная приемка с проверкой количества и качества производится на складе поставщика. Приём товаров от организации транспорта производится с учетом правил действующих на транспорте и условий договора поставщика по перевозке груза. Как правило, товар в этом случае принимается по количеству мест и массе брутто, сверка производится по сведениям, указанным в транспортных накладных. Поступившие товары по каждому документу учитываются в хронологическом порядке, ведется "Журнал регистрации поступления товаров"
Товар, поступивший в аптеку должен иметь следующие сопроводительные документы: счет-фактура, товарная накладная, товарно-транспортная накладная, упаковочный вкладыш и обязательно сертификат соответствия.