Принцип поэтапного формирования умственных действий

В психологических исследованиях (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин) отмечается, что становление умственных действий - сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становится умственным действием и осуществляется во внутреннем плане.

П.Я. Гальперин выделяет основные этапы формирования умственных действий: 1) составление предварительного представления о задании; 2) освоение действия с пред метами, т.е. этап материализации действия, на котором его выполнение возможно лишь с опорой на вспомогательные средства и действия, т.е. во внешнем плане; 3) осуществления действия в плане громкой речи, т.е. с от рой на внешнее проговаривание; 4) перенос действия умственный план, осуществление действия во внутреннем плане; 5) окончательное становление умственного действия,

Такое последовательное формирование умственных действий является особенно важным в случаях коррекций речевой патологии, в том числе и нарушений чтения. Так, при коррекции фонематической дислексии развитие звукового анализа осуществляется сначала с опорой на вспомогательные средства (фишки, готовые графические схемы и действия с ними). В дальнейшем анализ звуковой структуры слова осуществляется с опорой на громкую речь (на слуховые и произносительные образы слов) и на последнем этапе - во внутренней речи (по представлениям).

Таким образом, в процессе логопедической работы постепенно происходит интериоризация действия звукового анализа.

Принцип учета зоны "ближайшего развития" (по Л.С.Выготскому)

Процесс развития той или иной психической функции при коррекции дислексии должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала

Логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций, нарушенных при дислексиях, должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением. У детей с дислексиями формирование функций, необходимых для нормального овладения чтением, задерживается.

Особенности формирования речевых функций определяют постепенное включение трудностей в коррекционную работу. Вначале формирование того или иного умственного действия проводится на простом речевом материале. И только когда умственное действие будет закреплено, можно перейти к его выполнению на сложном речевом мате-[ риале. Так, например, действие по определению звукового состава слова вначале отрабатывается на однослож­ных словах (ус, на, дом), затем на простых двусложных, позднее на словах со стечением согласных и трехсложных и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: