Обследование звукопроизношения и фонематического слуха

Во время беседы с ребенком уже создается предварительное впечатление об особенностях произношения им звуков. Но для того, чтобы иметь полную картину фонетической стороны речи ребенка предлагаются специальные задания для выявления правильности произношения всех фонетических групп звуков.

При этом проверяют, как ребенок произносит звук:

- изолированно;

- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

- в словах (звук находится в разных позициях: в начале, середине, конце слова);

- в предложениях;

- в текстах.

Используемый лексический материал должен быть разнообразным, насыщенный заданным звуком, включать слова сложного слогового состава.

Результаты обследования фиксируют характер нарушений звукопроизношения: замены, пропуски, искажение, смешение звуков.

После проверки состояния произношения звуков необходимо выяснить, как ребенок воспринимает их на слух, как различает. Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. Следует проверять различение всех коррелирующих фонем из групп свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-за), звонких и глухих (да-та, па-ба), сонорных (ра-ла, ри-ли), мягких и твердых (са-ся, ла-ля).

Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу, например: жук – сук, том – дом, лак – рак, мишка – миска, коза – коса, уши – у сы, лужа – лыжи и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: