Для обследования этого компонента языка ставится цель выяснить:
- как ребенок понимает и употребляет в речи предлоги: в, на, из-за, под, из-под, из, за, между, около, над;
- как употребляет существительные родительного падежа множественного числа (яблок, блюдец);
- как образовывает сравнительную степень прилагательных:
а) простым способом при помощи суффиксов (ее-ей) (высокий – выше, дорогой – дороже, резкий – резче, простой – проще, сухой – суше);
- как согласовывает в роде, числе, падеже прилагательные с существительными;
- как пользуется глагольными формами;
- как склоняет местоимения, числительные (нет двух блюдец, нет пяти окон, нет трех ведер);
- какие виды предложений употребляет в самостоятельной речи;
- может ли восстановить нарушенный порядок слов в предложении.
При обследовании используются следующие задания:
1. добавление в предложения слов, употребляемых в нужной грамматической форме;
2. составление предложений по вопросам; составление предложений по демонстрации действий;
3. составление предложений по картинке, по серии картин;
4. составление предложений по опорным словам;
5. составление предложений по слову в заданной падежной форме.