Обследование связной речи

Обследование связной речи начинают с беседы. Беседа должна включать ряд вопросов, касающихся семьи, где живет ребенок, его взаимоотношений с товарищами. Для выявления навыков самостоятельной речи предлагается последовательно рассказать о каком-либо событии из жизни ребенка.

Для обследования связной речи используются следующие занятия:

1. Сравнение предметов и составление рассказов-описаний

Для сравнения предметов подбираются два предмета из одной тематической группы, которые имеют яркие отличительные признаки (троллейбус и трамвай, яблоко и лимон и др.). Предлагая детям рассматривать и сравнивать предметы, сначала надо определить, чем они отличаются. Затем дети должны назвать, чем похожи эти предметы, что у них одинаковое. После того как ребенок рассмотрел игрушку, предлагется рассказать о ней все, что он видит и знает, а чтобы направить высказывание по определенному руслу, задается вопросный план.

2. Составление рассказа по картинке и серии картин

предлагая картинку для рассказывания, необходимо стремиться к тому, чтобы ее содержание было доступно детям и связано с окружающей действительностью. В процессе рассматривания задают вопросы в определенной последовательности для того, чтобы выявить ее смысловое содержание.

3. Пересказ

При пересказе прослушанного текста выявляют:

- насколько полно ребенок может воспроизвести литературный образец в устной речи;

- как понял ребенок содержание рассказа;

- как ребенок запомнил и передал последовательность изложения

- каковы его речевые умения.

Подбирая текст для пересказа, следует ориентироваться на то, чтобы рассказ имел ясную и простую конструкцию, четко выраженные начало, середину и концовку. После чтения рассказа проводят беседу по его содержанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: