Подходы к понятию государства:
1) государство – аппарат политической власти. Отождествляется с госаппаратом;
2) государство – форма организации человечества в целом, особая система взаимоотношений людей. Государство в понимании страны;
3) государство – форма организации публичной власти в социально-дифференцированном обществе, которая обеспечивает управление данным обществом. При таком понимании, аппарат государства – всего лишь управляющая подсистема.
Государство – форма организации публичной власти в социально-дифференцированном обществе, которая обеспечивает управление данным обществом на основе координации, согласования интересов различных классов и социальных групп
Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества
Функции государства – это основные направления регулятивного воздействия на общественные отношения, выражающие его сущность и предназначение в обществе
|
|
1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;
2) обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять
эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;
3) обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;
4) защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т.е. быть социальным;
5) выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения, т.е. быть, по словам- основные направления его деятельности.
Главным в государстве, основополагающим является государственная власть, Государственная власть является одновременно и основным содержанием сущности государства и важнейшим его признаком.
Критерии определения сущности государства. Общепризнанными считаются два критерия:
1. принадлежность власти, т.е. кто ею обладает (формальная сторона), и
2. интерес, защищаемый государственной властью, т.е. чьим интересам служит государство (содержательная сторона).
Существует несколько теорий, обосновывающих принадлежность власти: теория элит, технократическая теория, демократическая доктрина, марксистская теория и др.
|
|
Теория элит утверждает, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна принадлежать верхушке общества, т.е. элите.
Технократическая теория заявляет, что властвовать, управлять должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны находить оптимальные пути развития общества.
Демократическая доктрина исходит из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть должна осуществляться в интересах и под контролем народа;
Марксистская теория доказывает, что государственная власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах (классовая теория).
Чаще всего сущность государства определяется тем, чьим интересом служит государственная власть. Исходя из этого критерия, сущность государства может быть:
· классовой, в ее рамках государство рассматривается как организация политической власти, закрепляющей интересы определенного класса, политической силы;
· общесоциальной, в ее рамках государство определяется как организация политической власти, обеспечивающей общественные интересы, концентрирующей интересы различных классов и слоев, большинства населения страны.
Узкоклассовый подход к определению понятия государства и к сущности является крайностью. Однако, другой крайностью является и «общечеловеческий» подход к определению этого понятия. Отказываясь от одной, «чисто» классовой крайности, осознанно или неосознанно авторы – приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов впадают в другую, не менее искажающую реальную действительность крайность.
В реальной жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, а следовательно, соответствующих им определений понятия государства. Истина, как это нередко случается, находится где-то на «золотой» середине, т.е. сущность государства носит двойственный характер.
Третий подход к сущности (двойственный характер) представляется наиболее верным. Обе характеристики присущи сущности о любого государства, но удельный вес того или иного начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах его развития. Это обусловлено множеством факторов. Очевидно, что у демократически устроенного государства общесоциальные начала будут доминировать. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже будут присутствовать общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение интересов и воли социальных слоев, стоящих у власти.