Проблема понимания сущности и социального назначения государства

Подходы к понятию государства:

1) государство – аппарат политической власти. Отождествляется с госаппаратом;

2) государство – форма организации человечества в целом, особая система взаимоотношений людей. Государство в понимании страны;

3) государство – форма организации публичной власти в социально-дифференцированном обществе, которая обеспечивает управление данным обществом. При таком понимании, аппарат государства – всего лишь управляющая подсистема.

Государство – форма организации публичной власти в социально-дифференцированном обществе, которая обеспечивает управление данным обществом на основе координации, согласования интересов различных классов и социальных групп

Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества

Функции государства – это основные направления регулятивного воздействия на общественные отношения, выражающие его сущность и предназначение в обществе

1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;

2) обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять

эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;

3) обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;

4) защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т.е. быть социальным;

5) выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения, т.е. быть, по словам- основные направления его деятельности.

Главным в государстве, основополагающим является государственная власть, Государственная власть является одновременно и основным содержанием сущности государства и важнейшим его признаком.

Критерии определения сущности государства. Общепризнанными считаются два критерия:

1. принадлежность власти, т.е. кто ею обладает (формальная сторона), и

2. интерес, защищаемый государственной властью, т.е. чьим интересам служит государство (содержательная сторона).

Существует несколько теорий, обосновывающих принадлежность власти: теория элит, технократическая теория, демократическая доктрина, марксистская теория и др.

Теория элит утверждает, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна принадлежать верхушке общества, т.е. элите.

Технократическая теория заявляет, что властвовать, управлять должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны находить оптимальные пути развития общества.

Демократическая доктрина исходит из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть должна осуществляться в интересах и под контролем народа;

Марксистская теория доказывает, что государственная власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах (классовая теория).

Чаще всего сущность государства определяется тем, чьим интересом служит государственная власть. Исходя из этого критерия, сущность государства может быть:

· классовой, в ее рамках государство рассматривается как организация политической власти, закрепляющей интересы определенного класса, политической силы;

· общесоциальной, в ее рамках государство определяется как организация политической власти, обеспечивающей общественные интересы, концентрирующей интересы различных классов и слоев, большинства населения страны.

Узкоклассовый подход к определению понятия государства и к сущности является крайностью. Однако, другой крайностью является и «общечеловеческий» подход к определению этого понятия. Отказываясь от одной, «чисто» классовой крайности, осознанно или неосознанно авторы – приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов впадают в другую, не менее искажающую реальную действительность крайность.

В реальной жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, а следовательно, соответствующих им определений понятия государства. Истина, как это нередко случается, находится где-то на «золотой» середине, т.е. сущность государства носит двойственный характер.

Третий подход к сущности (двойственный характер) представляется наиболее верным. Обе характеристики присущи сущности о любого государства, но удельный вес того или иного начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах его развития. Это обусловлено множеством факторов. Очевидно, что у демократически устроенного государства общесоциальные начала будут доминировать. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже будут присутствовать общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение интересов и воли социальных слоев, стоящих у власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: