Логопедческая работа при ДЦП отличается особой спецификой. Одной из важных задач логопедической работы является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, а также преодоление и предупреждение оральной диспраксии. Логопедическую работу необходимо сочетать с развитием функции рук и общей моторики ребенка.
Логопедическая работа дифференцируется в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка.
Форма дизартрии | Основные задачи логопедической работы |
Псевдобульбарная | Предварительное снижение мышечного тонуса в речевой и скелетной мускулатуре с помощью подбора специальных поз и положений для проведения логопедической работы. |
Экстрапирамидная | Создание специальных условий для проведения работы с устранением всех резких внешних стимулов. Стимуляция проприоцептивной афферентации от речевой мускулатуры. |
Мозжечковая | Развитие точности артикуляционных движений и их ощущений. Развитие интонационно-ритмической и мелодической стороны речи. Работа над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования. |
Система логопедического воздействия при всех формах дизартрии имеет комплексный характер и включает следующие направления работы:
I. Коррекция звукопроизношения в сочетании с формированием звукового анализа и синтеза.
II. Коррекция лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.