Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:
§ Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка, состояния его интеллекта;
§ Развитие речевой коммуникации. Формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребенка;
§ Развитие мотивации к преодолению имеющихся нарушений;
§ Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа;
§ Усиление восприятия артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.
Этапы логопедической работы:
Подготовительный. Задачи: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса, развитие сенсорных функций.
Формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Задачи: развитие речевого общения, звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: расслабление мышц речевого аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса, корреляция речевого дыхания, развитие ощущений артикуляционных движений.
|
|
Используется три основных вида логопедического массажа:
1) Классический логопедический массаж.
Последовательность движений – сверху вниз от лба к подбородку. Направление движений: от центра к периферии по ходу мышцы, по месту прикрепления мышц. Движения различаются по силе воздействия (седативные и тонизирующие), по типу (поглаживающие, разминающие, перетирающие, растягивающие, вибрационные, надавливающие, поколачивающие, похлопывающие).
2) Массаж по биологически активным точкам. Задачи:
§ Более избирательное воздействие на отдельные группы мышц, иннервацию нервов
§ Нормализация тонуса мышц, стимуляция активного движения
§ Улучшение регуляции вегетативных функций и обменных процессов
3) Массаж с элементами метода метамерной стимуляции Скворцова – Осипенко. Этот метод используется с целью воздействия на рефлексогенные зоны, активизирующие движения.
Важное значение в логопедической работе имеет также артикуляционная гимнастика – совокупность упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений конкретного органа артикуляции. При проведении артикуляционной гимнастики большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий. Важное значение имеет развитие игровой деятельности и эмоционально-волевой сферы.