double arrow

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ


Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства речи. Они встречаются в 70-80% случаев. Особенности структуры нарушения речи и степень их выраженности зависит в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.

У детей с ДЦП выделяют следующие основные формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия.

Речевые нарушения у детей с ДЦП включают:

Фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрий. Дизартрии – наиболее часто встречающиеся речевые нарушения при ДЦП. Форма дизартрии зависит от формы ДЦП.

Системное недоразвитие речи встречается реже, при более тяжелых формах ДЦП, сочетающихся неблагоприятным психическим развитием ребенка. В основном ставится заключение ФФНР, т. к. нарушена иннервация речевого аппарата. Причем фонематические нарушения развиваются вторично.

Форма ДЦП Форма дизартрии Характеристика речевых нарушений
Спастическая диплегия Псевдобульбарная (80%) Недостаточный объем активных движений мышц артикуляционного аппарата. Монотонность речи, отсутствие модуляций голоса в сочетании с рефлексами орального автоматизма.
Гемипаретическая Псевдобульбарная (30-35%) Аналогично, но с меньшей степенью выраженности.
Гиперкинетическая Экстрапирамидная (подкорковая) (90%) Нарушения общей и артикуляуционной моторики в результате наличия мышечных дистоний, непроизвольных насильственных движений, отсутствия эмоциональной выразительности двигательного и речевого акта. Выраженная недостаточность просодической стороны речи, невнятное произношение звуков, замедленная, затухающая речь.
Атоническо-атактическая Мозжечковая (70-75%) Нарушения моторики вследствие низкого мышечного тонуса и нарушения синхронности и ритма движений. Речь растянутая, прерывистая, скандированная.
Двойная гемиплегия Псевдобульбарная   Анартрия с проявлениями бульбарных рассройств Тяжелая форма   Повышение тонуса в общей и речевой мускулатуре. При анартрии артикуляция практически невозможна, речь отсутствует, установление контакта происходит с помощью жестов.

Отличительная особенность дизартрий при ДЦП – это общность нарушений речевой и скелетной моторики с недостаточностью кинестетического восприятия. Ребенок слабо ощущает положение своих конечностей и органов артикуляции, в результате чего наблюдается общая и артикуляционная диспраксия, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушение звукопроизношения. Отмечено, что тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук.




Специфические особенности усвоения лексической системы языка. По данным Халиловой Л. Б., дети не знают значения многих слов; заменяют значение одного слова значением другого, совпадающего с ним по звучанию; смешивают семантику исходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависимости; иногда вычленяют в слове лишь конкретное значение, не понимая истинного смысла. Дети затрудняются в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова, у них крайне ограничены семантические представления, недостаточны языковые абстракции и обобщения. Словарный запас ограничен и имеет медленный темп формирования. Возникают трудности в усвоении глаголов и предлогов (по данным Н.Н. Малофеева). Ограничено активное познание ребенком окружающего мира, вследствие чего знания и представления о предметах и явлениях окружающей действительности неполные, несистематизированные, иногда ошибочные. Словесные обозначения окружающих предметов закрепляются с трудом ввиду слабости ощущения «двигательного образа» слова органами артикуляции.



Нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их коррекция осуществляется как единый процесс. Усвоение грамматических форм и категорий происходит крайне слабо из-за ограниченности их речевого общения, недостаточности слухового восприятия, недостаточного внимания к звуковой стороне речи и низкой речевой активности. Дети затрудняются в правильном употреблении отдельных грамматических форм и категорий, нарушают структуру предложения (пропускают предлоги, второстепенные члены, не соблюдают порядок слов).



Нарушение формирования связной речи и понимания речевого сообщения. Исследованием понимания речи занималась Е. М. Мастюкова. Эти нарушения могут иметь как специфически лингвистическую природу, так и неспецифический характер в связи с общими психическими особенностями у детей с ДЦП.

Все формы дисграфии и дислексии. Эти нарушения возникают вследствие несформированности зрительно-моторных и оптико-пространственных систем. Особенности письма у детей с ДЦП: зеркальность, пропуски слогов и букв, смешение и замена согласных звуков, близких по способу и месту артикуляции, трудности слитного написания слов или отдельных слогов, перестановка слогов и слов, повторение одних и тех же слогов и слов.

Сложной для диагностики и коррекции является алалия. При моторной алалии речь детей с ДЦП без специального обучения практически не развивается и остается на уровне звукоподражательных и лепетных слов. Общая частота алалии у детей с ДЦП относительно невелика и составляет 3-5%.







Сейчас читают про: