Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания

Слова, которые обозначают элементарные понятия (бытовая лексика) вводятся на основе обучения различению и обобщению предметов по существенным признакам. Все содержание словарной работы опирается на расширение, углубление и обобщение знаний детей об окружающей действительности. Особое внимание уделяется усвоению глаголов.

Большое значение придается развитию активного и пассивного словаря.

Этапы работы:

1. осуществляется первичное ознакомление детей с предметами, их изображениями и действиями с ними. Используется ряд методических приемов, способствующих привлечению и организации внимания ребенка: неожиданное появление и исчезновение предмета, его движение и действия самого ребенка с предметом. Как только ребенок сосредоточивает внимание на предмете или действии, логопед называет их. Также полезно создавать поисковые ситуации, задавая ребенку вопросы по типу «Где кукла?». Как только ребенок начинает активно искать предмет, логопед показывает и называет его. Таким образом слово постепенно связывается с предметом;

2. осуществляется более углубленное ознакомление детей с предметами и их свойствами. Для этого необходимо обучение способам сенсорного обследования предмета;

3. усложнение работы за счет увеличения набора выделяемых качеств и свойств предметов. Задача словарной работы заключается в умении более точно подбирать слова для характеристики выделяемых особенностей и свойств предметов;

4. развитие видовых и родовых обобщений на основе освоения слова, выделяющего существенные признаки предметов. Для этого необходимо развивать процессы дифференцировки и обобщения. Используются упражнения по описанию предметов, отгадыванию и загадыванию загадок. Закрепление и активизация словаря проводятся также в процессе повседневного общения, различных дидактических игр и игровых упражнений;

5. развитие пространственно-временных отношений;

6. работа над словом как единицей языка. Это обеспечивает развитие качественной стороны лексики, возможности сознательного выбора наиболее адекватных языковых средств, т. е. собственно языковое развитие. Задачи: обучение ребенка пониманию многозначности слова, овладение синонимами и антонимами, обучение умению правильно понимать, выбирать и употреблять слова в различных контекстах Эта работа начинается в дошкольном возрасте и особенно интенсивно идет в школьном возрасте.

Таким образом, спецификой работы над лексикой детей с церебральным параличом является ее опосредование предметно-практической и игровой деятельностью, тесная связь с развитием и коррекцией сенсорных функций и познавательной деятельности. Работа над смысловой стороной речи способствует развитию связной речи.

Формирование лексико-грамматической стороны речи осуществляется как единый процесс. Успешное формирование грамматических навыков и умений у детей с ДЦП возможно только при комплексном подходе к умственному и речевому развитию детей.

Формирование связной речи предполагает тесное взаимодействие фонологических, грамматических и лексических умений и навыков, при этом ведущим является развитие грамматических умений. Они возникают в процессе речевого общения по мере созревания речевых механизмов мозга. Наблюдаются специфические трудности развития у детей связной речи, что связано с ограничением общения вследствие речедвигательных расстройств.

ЛИТЕРАТУРА

1.Архипова Е.Ф.Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). – М.1989.

2.Данилова Л.А.Методы коррекции речевого и психического развития детей с ДЦП. – М.1996.

3.Трошин О.В. Жулина Е.В.Логопсихология. – Н.Н.2005.

4.Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В.Нарушения речи у детей с ДЦП. – М. 1975.

5.Поваляева М.А.Коррекционная педагогика. – М.2002.

6.Специальная дошкольная педагогика.Под ред. Стребелевой Е.А. – М.2002.

ТЕСТ

1.Основным речевым нарушением при ДЦП является?

А. Заикание.

Б. Дизартрия.

В. Афония.

2. речевые нарушения при ДЦП изучал (а)?

А. Певзнер М.С.

Б. Рау Е.Ф.

В. Мастюкова Е.М.

3. нарушения речи при ДЦП чаще всего диагностируются по наличию …?

А. затруднению общения.

Б. нарушению артикуляции.

В. Нарушению словообразования.

4. нарушения речи при ДЦП нуждаются в коррекции …?

А. С раннего возраста.

Б. Со школьного возраста.

В. Оба ответа верны.

5. Основными направлениями логопедической работы при ДЦП являются …?

А.Работа над пониманием речи (чтение вслух).

Б. работа расширению лексики.

В. Работа над артикуляцией и дыханием.

6. Наиболее часто встречающаяся форма дизартрии:

А. бульбарная,

Б. псевдобульбарная,

В. экстрапирамидная.

Ответы: 1 - Б, 2 - В, 3 - Б, 4 - А, 5 - В, 6 - Б.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: