Учебниках для начальной школы

Как было отмечено в предисловии к нашему пособию, в настоящее время для учащихся начальной школы созданы специальные программы по развитию речи (куда включены и вопросы техники речи), выпущены комплекты учебных пособий. Однако, к сожалению, не во всех школах они получили распространение. Тем не менее некоторые учителя-практики находят возможность заниматься выработкой навыков техники речи и выразительного чтения в рамках традиционной программы и стандартных учебников. По мнению ряда методистов, многие задания, ориентированные на развитие техники речи учащихся, могут быть использованы на различных по тематике уроках русского языка и чтения: и как своеобразная речевая разминка перед началом чтения текстов, и как занимательный дидактический материал, и как упражнения, развивающие творческие возможности детей. Паузы для разрядки или отдыха во время занятий, физкультминутки также дают благоприятную возможность уделить внимание развитию устной речи младших школьников. Эта работа должна вестись не время от времени, а планомерно, в определенной системе. Учитель может ориентироваться на следующие рекомендации.

Во-первых, само содержание работы по технике речи и выразительному чтению - вещь, безусловно, весьма серьезная. Учителю целесообразно познакомить детей со строением речевого аппарата, с основными свойствами голоса, с системой речеведческих понятий. Именно теоретические знания должны стать той базой, которая ляжет в основу формирования соответствующих умений и навыков.

Вторая рекомендация заключается в том, что о сложных, серьезных вещах ученику младших классов надо говорить увлекательно. Поэтому особое значение приобретают отбор занимательного текстового материала, “использование игровых форм упражнений, забавных сюжетов, рисунков, с помощью которых ученики вводятся в определенную речевую ситуацию” (Т.А.Ладыженская).

Навыки техники речи будут тем успешнее приобретаться, чем активнее дети будут вовлечены в речевую деятельность. Учащиеся должны осознать необходимость приобретаемых ими умений для различных целей коммуникации. Поэтому целесообразно использовать как можно больше заданий, стимулирующих речевое творчество младших школьников.

Анализ новой учебно-методической литературы для начальной школы обогатит творческую палитру будущего учителя, даст ту базу, на основе которой он сможет сделать свою работу в школе содержательной и интересной.

В данном ниже упражнении рекомендованы некоторые из учебно-методических пособий для начальной школы, содержащие материал по технике речи.

Упражнение 69. Проанализируйте следующую учебно-методическую литературу для начальной школы:

1. Джелелей О. Помогайка. М., 1994. С. 42 и др.

2. Желтовская Л.Я., Леонович Е.Н. Родная словесность: Учебник для 1-го класса. М., 1993. С.31 - 32, 53 - 54.

3. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка. Азбука первоклассника. М.,1995. С.25, 26.

4. Ладыженская Т.А., Никольская Р.И., Сорокина Г.И., Ладыженская Н.В. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник для 2-го класса. М.,1995. С. 33 - 67.

5. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М., 1993. С.22 - 25.

6. Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению. М., 1990. С.44-55.

7. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под ред. Т.А.Ладыженской. М,. 1983. С.3-4, 36-52.

8. Сорокина Г.И., Сафонова И.В., Ладыженская Н.В. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. Учебник для 1-го класса. М.,1995. С. 56 - 81.

После изучения указанной литературы ответьте на следующие вопросы:

- Каким особенностям голоса и произношения уделено внимание в каждой из указанных книг?

- Какие навыки у учащихся предполагается выработать?

- Каким требованиям отвечает дидактический материал, подобранный авторами пособий?

- Какие методические приемы позволят добиться максимального эффекта?

- Насколько активно и заинтересованно, по вашему мнению, дети будут выполнять эти задания?


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль, 1997.

2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М.,1996.

3. Введенская Л.А. Что ни звук, то подарок. М., 1996

4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.,1993.

5. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. М., 1975.

6. Джелелей О. Помогайка. М., 1994.

7. Желтовская Л.Я., Леонович Е.Н. Родная словесность: Учебник для 1-го класса. М., 1993.

8. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника. М,.1995.

9. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1986.

10. Ладыженская Т.А., Никольская Р.И., Сорокина Г.И., Ладыженская Н.В. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник для 2-го класса.М.,1995.

11. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М., 1993.

12. Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Р.С. Речевое развитие младших школьников: Методические рекомендации к работе по программа «Речь». 1 класс. Пенза, 1995.

13. Найденов Б.С. и др. Выразительное чтение. М., 1972.

14. Никольская С.Т. Техника публичной речи. М., 1980.

15. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1996.

16. Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению. М., 1990.

17. Речь.Речь.Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1983.

18. Савкова З.В. Речь лектора. М..1979.

19. Савкова З.В. Техника звучащего слова. М., 1988.

20. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. Ладыженская Н.В. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Учебник для 1-го класса. М.,1995.

21. Ханин М. Риторика для детей и взрослых. Как научиться красиво и правильно говорить. СПб., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: