Самоконтроль по ситуационным задачам. 1. Можно ли найти существенное различие в описанных ниже действиях?

1. Можно ли найти существенное различие в описанных ниже действиях?

1) Студент садится за стол, включает настольную лампу, выбирает нужную ему книгу, отодвигает другие в сторону и углубляется в чтение учебника.

2) После сложной хирургической операции с коленным суставом боль­ной вновь и вновь пытается ходить сам, хотя это доставляет ему боль. Таковы рекомендации хирурга и лечащего врача.

3) Студент-заочник решил обязательно, несмотря на усталость, по­кончить с домашними работами сегодня, чтобы высвободить завтраш­ний день для посещения консультации и подготовки к экзамену.

4) Во время строительства волейбольной площадки школьник был довольно активен: сначала помогал в разметке, потом копал ямы для столбов, после их установки принял участие в натягивании сетки.

Ответ: Существуют действия, обусловленные мотивами, осознан­ными целями, представлениями, мыслями и планами, которые, одна­ко, волевыми не являются. Это преднамеренные действия (1 и 4). В воле­вых же действиях (2 и 3) всегда есть препятствие, преграда (в наших случаях — боль и усталость), преодоление которых и требует волевого усилия. В описаниях действий 1 и 4 нет намеков на преодоление каких-нибудь препятствий.

2. Согласны ли вы с приведенным ниже утверждением? Объяс­ните свое решение.

Известно, что если действие зависит от исходной мотивации, то ме­ханизм реализации волевой активности заключается в привлечении лич­ностью новых мотивов. Может быть, в связи с этим понятие воли теряет свое значение? Ведь явления, которые традиционно относились к воле­вым, можно объяснять без обращения к понятию «воля». Например, пра­вомерно объяснить решительность некоторым исходным мотивом, хоро­шим и быстрым пониманием ситуации, наличием соответствующих уме­ний и уверенностью человека в уместности действия.

Ответ: Волевое усилие — средство личности, с помощью которого она «осуществляет власть над своими побуждениями, избирательно пус­кая в действие одну мотивационную систему и затормаживая другую» (В.И.Селиванов).

Мысленное построение будущих эмоционально зна­чимых ситуаций, привлечение личностью новых мотивов действия, из­менение его смысла — механизм реализации этой власти. Правомерно говорить о зависимости решительного действия от факторов, указанных в условии задачи, но если мы упустим из виду, что решительное поведе­ние — это прежде всего управление собой в ситуации риска, то мы поте­ряем функцию воли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: