Технология составления бюджета движения денежных средств

Если найдены варианты решения проблем с форматом БДДС, то мож­но определить (хотя бы приблизительно) систему ограничений, на ос­нове которых можно строить (нормировать) ту часть данного бюдже­та, которая связана с источниками денежных средств. При разработ­ке этой системы может использоваться итеративная процедура, как и при составлении БДДС в целом.

Во-первых, устанавливают объем средств, которые необходимы бизнесу для финансирования инвестиционных затрат, т.е. дополни­тельных (в сравнении с обычными) расходов на предстоящий бюд­жетный период. Таким образом определяется нижняя граница внеш­него финансирования (разрыва между дополнительными расходами, увеличивающими затратную часть БДДС, и обычными источниками денежных средств, прежде всего от реализации). Для этого использу­ют данные плана капитальных (первоначальных) затрат (инвестици­онного бюджета). Сумма расходов по этому бюджету может быть принята за нижнюю границу уровня финансирования из внешних ис­точников (кредит банка, инвестиции).

Во-вторых, определяют дополнительные денежные средства на финансирование текущих затрат и пополнение оборотных средств путем распределения их внутри бюджетного периода в соответствии с пуском, наладкой и выведением на расчетную мощность.

В-третьих, на основе полученного прогноза конечного сальдо уста­навливают превышение реальных расходов над минимальным уров­нем внешнего финансирования- Это значит, что с учетом целевого нор­матива конечного сальдо (его устанавливают руководители компании до начала бюджетного периода) определяют необходимый в данный период размер внешнего финансирования, корректируют сумму креди­та или инвестиций с учетом необходимости финансирования не только капитальных (первоначальных) затрат, но и прироста оборотных средств, а также уточняют условия получения денежных средств из вне­шних источников. Расходная часть БДДС может корректироваться пу­тем увеличения кредиторской задолженности (задержки платежей вне­шним поставщикам на определенный срок), сокращения или отклады­вания срока осуществления инвестиционных затрат (приобретение более дешевого оборудования, более плавный ввод новых производственных мощностей и.т.п.). После корректировки БДДС вновь пересчитывают.

Разработка БДДС начинается после того, как известны основные бюджетные наметки на предстоящий период по доходам и расходам, капитальным (первоначальным) затратам, составлен инвестиционный бюджет или бюджет капитальных (первоначальных) затрат и, следо­вательно, определены примерные объемы внешнего финансирования. В табл. 6.1 и 6.2 показан процесс составления БДДС для отдельных видов бизнеса организации, состоящий из конкретных последовательных шагов.

Раздел «ОСТАТОК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (вступительное саль­до)» на начало периода для организации в целом и структурных подраз­делений со своими расчетными счетами определяется как фактичес­кий остаток денежных средств на их счетах. Для структурных под­разделений без собственных расчетных счетов данная позиция может быть определена одним из следующих вариантов.

1. Первоначальный остаток денежных средств на расчетном счете организации распределяется пропорционально между различными струк­турными подразделениями в соответствии, например, с их оборотами (по фактическим или прогнозным на бюджетный период).

2. Остаток денежных средств на расчетном счете организации для каждого структурного подразделения определяется специальным ука­занием руководства предприятия в соответствии с условиями ведения бизнеса на предстоящий период.

3. Определяется нормативный (неснижаемый) остаток конечного сальдо.

В любом случае эта позиция для организации в целом не может быть отрицательной. Желательно, чтобы при составлении и утверждении бюджета для структурных подразделений эта позиция также имела положительное значение.

Раздел «ПОСТУПИЛО ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ» показывает рас­пределение денежных средств из различных источников по периодам их поступления.

Статья «Выручка от реализации товаров, продукции и услуг» от­ражает порядок оплаты отгруженной продукции. Основная проблема расчета последней по периодам состоит во временном разрыве отгрузки продукции и поступления денеж­ных средств за нее. Поэтому в БДДС выделяются две статьи поступ­лений:

- за наличный расчет и по предоплате - показывает все поступления денежных средств на расчетный счет одновременно с отгрузкой про­дукции;

- поступления за отгруженную ранее продукцию - отражает поступ­ления денежных средств от потребителя после получения им про­дукции.

Здесь необходимо решить две задачи:

1) определить долю стоимости отгружаемой продукции (в процен­тах), которую можно получить (реально) от потребителя в виде пре­доплаты или за наличный расчет в тот же период (декада, месяц), в котором эта продукция будет отгружена (по бюджету доходов и рас­ходов);

2) установить срок, когда можно ожидать поступления (желатель­но полного) оставшихся денежных средств (т.е. определить так назы­ваемый период сверки счетов с потребителями).

Если продукция не передана на реализацию, то сверка счетов, как правило, должна проходить ежемесячно. Если продукция передана на реализацию или предоставлен товарный кредит, то срок получения денежных средств составляет 3 месяца. В этом случае сумма месячной выручки от реализации, отраженной в бюджете доходов и расходов, не будет со­ответствовать месячной выручке от реализации в БДДС, поскольку только одна часть ее по­ступит в тот же период, а остальная - в один из следующих периодов.

После того как будут определены средняя или наиболее вероятная для бюджетного периода доля предоплаты (в процентах) в сумме вы­ручки от реализации отгруженной продукции и средний срок сверки счетов, данная позиция в БДДС может быть составлена исходя из ранее полученного соответствующего по­казателя бюджета доходов и расходов в том же периоде.

Таким образом, для определения общей выручки от реализации в БДДС, например за первую декаду месяца, необходимо отдельно рассчитать позицию «За наличный расчет и по предоплате», для чего в начале освоения техники бюджетирования можно сделать следующее:

- взять из бюджета доходов и расходов соответствующее значение выручки от реализации за 1 мес. и разделить ее на три;

- умножить полученный результат на долю предоплаты и реализации за наличный расчет (обычно берется средняя по итогам прошлых периодов, для которых доступна соответствующая информация). Этот показатель в каждом бизнесе свой.

Далее рассчитывают позицию «Поступления за ранее отгружен­ную продукцию», для чего определяют месячную выручку от реали­зации в бюджете доходов и расходов за предшествовавшие расчетно­му месяцы (месяц), для которых сверка счетов возможна в данный месяц составления БДДС. После этого соответствующий показатель месячной выручки от реализации в бюджете доходов и расходов не­обходимо умножить на коэффициент (1-К), где К - доля предоплаты и реализации за наличный расчет в соответствующий месяц, взятая из бюджета доходов и расходов. Полученное значение следует разде­лить на три и проставить в соответствующей статье БДДС «Поступ­ления за отгруженную ранее продукцию» в декады того месяца, для которого осуществляется сверка счетов.

По данной статье БДДС также могут быть отражены зачеты, эмис­сия которых не совпала с периодом сверки счетов, или зачет, выпу­щенный на сумму остатка неоплаченной продукции. Такой зачет дол­жен отражаться по статье «Поступления за отгруженную ранее про­дукцию» в соответствующий период (т.е. когда такая эмиссия зачета будет осуществлена). Сумма обеих позиций (строк) показывает об­щую выручку от реализации в БДДС за первую декаду месяца.

Существует и более точный метод распределения выручки от реализации по описанным выше статьям БДДС. Он предполагает построение графика поступлений, который составляется одновре­менно с бюджетом продаж (является его приложением) и корректи­руется (как и бюджет продаж) в соответствии с бюджетным регла­ментом.

Выручка от реализации основных средств (см. табл. 6.2) показы­вает возможные поступления от реализации части активов компании по их ожидаемой рыночной стоимости на период реализации (если это позволяет сделать действующая нормативная база). Виды реализуе­мых основных средств, порядок поступления денежных средств, цена реализации и прочие условия определяются руководителями бизнеса и согласовываются с руководителями организации. Эти данные могут быть представлены также в бюджете доходов и расходов по статье «Прочие операционные доходы».

Заполнение подекадных форм в БДДС по этой позиции имеет свои особенности. Если точно не известна дата поступления на расчетный счет денежных средств от реализации основных средств в первые 2 мес. бюджетного периода, то соответствующее значение данного показателя записывают в последнюю декаду второго месяца.

Авансы, полученные от потребителей, и бюджетные ассигнования определяются в БДДС исходя из возможности реального получения на расчетный счет денежных средств из этих источников в соответ­ствующий бюджетный период. Для этого должны быть проанализи­рованы условия заключенных или предполагаемых договоров, а так­же проанализирован возможный график получения средств из феде­рального бюджета по соответствующей программе.

Процесс составления мастер-бюджета БДДС может состоять из следующих шагов (табл. 6.3).

1. Вначале определяется остаток денежных средств на конец пе­риода, непосредственно предшествовавшего бюджетному (конечное сальдо на IV квартал отчетного года), или на начало периода плани­рования (вступительное сальдо на январь планируемого года) на базе фактических данных за соответствующий период.

2. Затем рассчитывается желаемый (нормативный, административ­но регулируемый и т.д.) остаток денежных средств на конец каждого периода планирования (размер неснижаемого конечного сальдо по месяцам планируемого года)

3. Наконец, с учетом прогнозируемого движения денежных средств и образования временно свободных денежных средств (их сумма оп­ределяется расчетным путем) определяется размер краткосрочных финансовых вложений (в табл. 6.3 - в банковские векселя) по перио­дам (месяцам планируемого года).

Сумма конечного сальдо и краткосрочных финансовых вложений показывает уровень ликвидности и финансовой устойчивости бизне­са.

Раздел «ИСТОЧНИКИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ» показывает распределение денежных средств по периодам их поступления. Раз­дел «Поступления от операций»- отражает порядок оплаты потреби­телями отгруженной им продукции. В формате БДДС выделяются три статьи;

- «Наличный расчет» и «Предоплата» - показывают режим поступ­ления денежных средств, совпадающих по периодам с отгрузкой про­дукции;

-«Поступления за отгруженную ранее продукцию» - отражает ре­жим погашения дебиторской задолженности.

Здесь помимо задачи определения процента ожидаемой предоп­латы и периода сверки счетов предстоит получить ответ на вопрос о структуре как самих поступлений, так и дебиторской задолженно­сти. Например, распределить все поступления по видам расчета (на­личный, безналичный и т.д.), в виде финансовых суррогатов (вексе­ля, взаимозачеты и пр.). Это необходимо сделать для всех статей раздела «Поступления от операций». Так, в формате БДДС может появиться разбивка статьи «Наличный расчет» на так называемый «черный и белый нал», а статьи «Предоплата» - на поступления на расчетный счет, поступления по договору поручения с обслуживаю­щим банком, взаимозачеты, векселя и т.п. Аналогично может быть разделена статья «Поступления за отгруженную ранее продукцию» (см. табл. 6.3).

Для составителей бюджетов организации проблема заключается еще и в том, что никакие инструкции и методические рекомендации спе­циалистов не помогут. И в случае с разбивкой раздела «Поступления от операций» это проявляется наиболее рельефно. Все зависит от спе­цифики бизнеса, от того, какими денежными средствами он опериру­ет, и от того, какие виды поступлений (по их значимости или важнос­ти для организации) хотят отслеживать или отдельно контролировать ру­ководители организации.

Кредиты и займы в БДДС являются, как правило, расчетным пока­зателем, отражающим потребность во внешнем финансировании, если остаток денежных средств на расчетном счете предприятия (конечное саль­до) в какой-либо из периодов становится минусовым или снижается до неприемлемо низкого уровня. Сумма кредита и займа определяется так­же исходя из запланированной суммы капитальных (первоначальных) затрат организации в бюджетный период (в соответствии с инвестицион­ным планом). Предварительно в качестве вспомогательного инструмен­та можно составить проформу (черновой вариант) кредитного плана (с указанием суммы кредита, условий его получения и возврата, перио­да получения и т.п.). Кредитный план корректируется по мере состав­ления окончательного варианта БДДС и утверждается, как правило, после принятия и утверждения всего БДДС руководителями организации.

Размер денежных средств, поступающих в виде кредитов и зай­мов, определяется также с учетом следующих факторов: возможнос­ти получения кредита (кредитный рейтинг организации), действующих процентных ставок по кредиту (в соответствии с политикой Банка России), предпочтительности кредита иным источникам внешнего финансирования. Но главным является все-таки превышение суммы расходов в определенный период над обычной (естественной) суммой расходования денежных средств по операциям.

Подекадные значения рассчитываются или на основе точных дан­ных о возможном поступлении всех сумм, или путем отнесения всей суммы поступлений на последнюю декаду соответствующего месяца.

Инвестиции (см. табл. 6.3) характеризуют объемы финансирова­ния организации или бизнеса акционерами или партнерами. Эти денеж­ные средства могут влиять на изменение величины уставного (акцио­нерного) капитала и перераспределение его долей между собственни­ками. Если руководители организации планируют такие операции (например, эмиссию акций) на предстоящий период, то это должно быть отражено в формате БДДС. В случае отдельного бизнеса по дан­ной статье могут проходить денежные средства, которые организация направляет на его финансирование за счет реинвестирования прибы­ли, получаемой от других видов бизнеса. При необходимо­сти данная статья может быть разбита на более детальные.

Дивиденды и полученные проценты (см. табл. 6.1 и 6.2) или по­ступления от финансовых вложений (см. табл. 6.3) определяются на основе данных о суммах депозитов и других вложений, срок выплаты процентов по которым наступает в соответствующий период БДДС. Обычно эти статьи имеют смысл для организации в целом.

Данный показатель должен соответствовать позиции «Проценты к получению» формы № 2, а также части позиции «Прочие операци­онные платежи». По этой же позиции могут быть отражены поступле­ния из обслуживающего банка за использование последним временно свободных средств организации, находящихся на ее расчетном счете. Однако если доля таких денежных средств невелика, а сроки поступ­ления чаше всего неопределенны, то данную позицию нецелесообраз­но учитывать в БДДС.

Прочие поступления (см. табл. 6.1 и 6.2) или прочие внереализаци­онные поступления (см. табл. 6.3) определяются, как и остальные, не указанные выше денежные средства, которые могут поступить на рас­четный счет в бюджетный период. Наиболее важные позиции: «Про­чие внереализационные доходы» из БДиР, «Учет векселей и инвести­ции, поступающие в денежной форме». Порядок их отражения в БДДС может быть аналогичным отражению кредитов и займов. Все инвес­тиции в виде материальных и нематериальных активов, в другой не­денежной форме, а также товарные векселя, которые не подлежат учету в денежной форме, в БДДС не отражаются.

Раздел «НАПРАВЛЕНО ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ» делится на три основные группы показателей:

- финансирование текущих операций (значения показателей могут быть взяты из бюджета доходов и расходов по статьям прямых зат­рат и накладных расходов);

- финансирование капитальных (первоначальных) затрат (значения показателей могут быть взяты из соответствующего бюджета);

- финансирование затрат прочих видов (значения показателей могут быть взяты из бюджета доходов и расходов по статьям накладных расходов и использования балансовой прибыли).

Средства на оплату приобретенных товаров и услуг определяются исходя из значений соответствующих показателей в бюджете доходов и расходов. В зависимости от порядка расчетов с поставщиками прямые затраты на закупку товаров, сырья и материа­лов, а также на оплату услуг на стороне из бюджета доходов и расходов должны отражаться и в БДДС по этим же статьям. Таким обра­зом, в БДДС входят следующие позиции;

-сырье, материалы, товары;

- прочие прямые расходы структурного подразделения;

- накладные расходы структурного подразделения;

-общеорганизационные расходы ПО (АО);

- прочие операционные платежи.

Эти позиции за месяц соответствуют аналогичным позициям пря­мых затрат из БДиР, управленческих и коммерческих расходов организации, кроме расходов на оплату труда, которые показываются в БДДС отдельно, и прочих операционных расходов из бюджета дохо­дов и расходов за тот же месяц. Значения этих показателей по дека­дам первых двух месяцев бюджетного периода могут быть определе­ны (в отсутствие точных данных) делением величины показателей за 1 мес. на три.

Еще одной особенностью определения размеров списаний по дан­ной статье БДДС является использование товарных векселей в рас­четах с кредиторами. Если в конкретный период предполагается использовать товарный вексель для взаимозачета с поставщиками, то соответствующее значение статьи «Сырье, материалы, товары», взятое из бюджета доходов и расходов (часть прямых затрат), будет уменьшено на сумму векселя. Торгово-закупочные структуры, осу­ществляющие реализацию на условиях товарного кредита, могут рассчитываться с поставщиками через 1-2 мес. после реализации товаров (если договором не предусмотрена оплата каждой учетной единицы в течение 3-5 банковских дней после перечисления денег конечным потребителем).

При определении средств, подлежащих списанию по статье БДДС «Превышение поставок полуфабрикатов других цехов», необходимо рассчитать величину превышения (положительного сальдо) для от­дельного бизнеса и организации в целом. Для этого целесообразно составить график движения запасов и незавершенного производства. Обычно его разрабатывают одновременно с бюджетом запасов (как приложение) и корректируют (как и бюджет запасов) в соответствии с бюджетным регламентом. Позиции, отражающие в БДДС расхо­ды на оплату труда, рассчитываются как сумма соответствующих позиций бюджета доходов и расходов (в прямых затратах и наклад­ных расходах). Поскольку заработная плата (за исключением сис­тем, предусматривающих еженедельные выплаты) выдается один-два раза в месяц, в БДДС это также должно быть отражено (особен­но в значениях показателей по декадам первых двух месяцев бюджетного периода).

Позиции, показывающие капитальные (первоначальные) затраты, должны соответствовать плану капитальных (первоначальных) зат­рат организации на бюджетный период. При централизованно осуще­ствляемых программах технического перевооружения производства данные затраты и соответственно план капитальных (первоначаль­ных) затрат составляется только для предприятия в целом. В бюджете расходов и доходов эти позиции не отражаются.

В разделе «Другие расходы» (см. табл. 6.3) показаны статьи «Про­центы к уплате» и «Возврат кредитов» (они заполняются в соответ­ствии с кредитным планом или условиями получения заемных средств), «Дивиденды и расчеты с инвесторами» (в соответствии с планом рас­пределения чистой прибыли или режимом их списания с расчетного счета- ежеквартально или ежегодно), «Банковские векселя» (в соот­ветствии с порядком расчета величины краткосрочных финансовых вложений).

В данном разделе особое место занимает статья «Налоги к упла­те», которая может детализироваться по видам налогов (НДС, акци­зы, таможенные платежи, налог на имущество, налог на рекламу, налог на прибыль и т.п.) в зависимости от вида деятельности организации. Набор таких статей в формате БДДС должен соответствовать статьям БДиР, а режим (суммы и сроки) налоговых платежей отли­чаться от начислений, произведенных в БДиР. Платежи осуществля­ются в соответствии с действующим законодательством и учетной политикой организации. Для различных (по размеру и отраслевому профилю бизнеса) организаций могут быть установлены разные пери­оды (ежемесячно, ежеквартально) и условия (например, авансовые платежи по налогу на прибыль) уплаты конкретных налогов. При изменении налогового законодательства Российской Федерации вно­сятся изменения не только в форматы БДиР и БДДС, но и в режим уплаты налогов.

Таким образом, план действий по разработке формата БДДС должен включать следующее:

1. Определение наиболее важных показателей в качестве целевых для БДДС (размер минимального и максимального конечного сальдо по меся­цам или декадам).

2. Установление трех источников денежных средств:

а) от операций (с выделением предоплаты и (или) продажи за налич­ный расчет, поступлений за отгруженную ранее продукцию);

б) от внешнего финансирования (кредиты и инвестиции);

в) прочие (авансы, поступления от участия в других бизнесах и т.п.).

3. Детализация статей источников денежных средств каждого вида с выделением наиболее важных (критических) позиций.

4. Распределение использования денежных средств на:

а) оплату текущих расходов (счетов);

б) оплату капитальных (первоначальных) и других инвестиционных затрат;

в) прочие расходы (налоговые платежи, расчеты с инвесторами и т.п.).

5. Детализация статей использования денежных средств каждого вида с выделением наиболее важных (критических) позиций.


Глава 7. Расчетный баланс

Рас­четный баланс имеет так же мало общего с бухгалтерс­ким балансом, как и бюджетирование с бухгалтерским учетом.

Расчетный баланс - это прогноз соотношения активов и пассивов (обя­зательств) бизнеса, инвестиционного проекта или структурного под­разделения в соответствии со сложившейся (фактической) структу­рой активов и задолженностей и ее изменением в процессе реализа­ции других бюджетов. Его назначение - показать, как изменится стоимость бизнеса в результате создания и развития данного вида предпринимательства или хозяйственной деятельности организации в течение бюджет­ного периода. Без расчетного баланса невозможно осуществить все то, что называется полноценным финансовым анализом. В частности, нельзя рассчитать многие финансовые коэффициенты, которые могут быть использованы в качестве целевых показателей для разработки мероприятий по оптимизации финансового состояния предприятия или организации.

При разработке расчетного баланса следует отдавать предпочте­ние международной методике. Расчетный баланс отличается от бух­галтерского баланса не только форматом, но и назначением. Он со­ставляется на основе данных основных и операционных бюджетов, а не фактической отчетности. Поэтому если в бухгалтерском балансе предполагается скрупулезная точность учета фактических данных, то в расчетном балансе — соотношения между различными показателя­ми разных бюджетов. Бухгалтерский баланс составляется для юри­дического лица, а расчетный баланс - для отдельно взятого бизнеса.

Расчетный баланс, как и любой бухгалтерский баланс, состоит из двух основных разделов - активов и пассивов, которые всегда долж­ны быть равны между собой.

Активы - это различные виды ресурсов (денежные средства, обо­рудование, приобретенные лицензии, запасы сырья, материалов, го­товой продукции и т.п.), а также обязательства потребителей и дру­гих лиц, вложенные в данный вид бизнеса или в организацию в целом на определенную дату бюджетного периода.

Пассивы - это обязательства данного бизнеса или организации в це­лом перед кредиторами, заимодателями, поставщиками сырья, комп­лектующих и материалов, инвесторами и т.п.

Величина, на которую сумма активов превышает текущие и дол­госрочные обязательства, является собственным капиталом бизнеса или приростом собственного капитала организации в результате реали­зации бизнес-проекта или деятельности отдельного структурного под­разделения в бюджетный период.

Расчетный баланс отличается от бухгалтерского в первую очередь назначением активов и пассивов. В бухгалтерии активы - это имуще­ство, а пассивы - обязательства юридического лица; в бюджетирова­нии активы - ресурсы, которые вложены в бизнес, а пассивы - обяза­тельства, возникшие в процессе его функционирования. Отсюда выте­кают отличия в назначении и методике составления расчетного и бухгалтерского балансов. Мы не можем со скрупулезной точностью подсчитать или оценить ресурсы, вложенные в данный бизнес (особен­но в перспективе, в прогнозе). А имущество юридического лица, его обособленного филиала мы просто обязаны подсчитать и при необхо­димости подтвердить документально. При составлении расчетного ба­ланса главное - не документальное подтверждение (в прогнозе это не всегда возможно), а выделение наиболее важных ресурсов, вложенных в данный бизнес (статей активов) и наиболее значимых обязательств, которые образуются в предстоящий период (статьи пассивов).

При составлении расчетного баланса не следует оперировать тра­диционной системой бухгалтерской отчетности, сложившейся в Рос­сии. Хотя совпадение данных бюджетирования и бухгалтерского уче­та не возбраняется. При наличии каких-либо трудностей на это мож­но не обращать внимания до определенного срока, не говоря уже о «естественных» расхождениях между двумя системами учета. Расчет­ный баланс составляется на основе бюджета финансовых результа­тов, бюджета движения денежных средств и входящего в последний бюджет капитальных (первоначальных) вложений (инвестиционного плана), разработанных для данного бюджетного периода.

Поэтому расчетный баланс всегда составляется после разработки двух других основных бюджетных форм - БДиР и БДДС. Подготов­ленный для бизнеса или структурного подразделения, т.е. самостоя­тельного юридического лица или обособленного подразделения (фи­лиала), расчетный баланс показывает, насколько увеличится объем (стоимость) ресурсов, которыми он оперирует, в предстоящий бюд­жетный период. Он демонстрирует динамику стоимости активов, ис­пользуемых в данном бизнесе для организации, исходя преимуществен­но из показателей других разделов финансовых планов и капитала, а также средств (денежных, материальных, оборудования, недвижимо­сти и др.).

7.1. Формат расчетного баланса.

Расчетный баланс составляется по укрупненной номенклатуре статей, отражающей наиболее важные виды активов и пассивов. Уже в этом проявляется его отличие от формы № 1 установленной бухгалтерской отчетности. Главная особенность формата расчетного баланса, состав­ленного по международным стандартам, - расположение статей ак­тивов и пассивов в порядке убывания их ликвидности в отличие от принятого в Российской Федерации, где все обстоит наоборот.

Наиболее типичный формат расчетного баланса, составленного по укрупненной номенклатуре, представлен в табл. 7.1(приложение).

За основу формата расчетного баланса следует принять междуна­родный стандарт не только потому, что форма № 1 не пригодна для полноценного финансового анализа. Для перехода от данных бухгал­терского баланса российского образца (форма № 1) к балансу меж­дународного образца часто требуется привлечение высококвалифи­цированных специалистов и аудиторов широкого (в смысле знания правил и процедур, нормативной базы и теории) профиля. Распреде­ление же данных баланса международного образца по статьям фор­мы № 1 не представляет никакой проблемы (ни в методологическом, ни в практическом плане).

Раздел «АКТИВЫ» включает все виды имущества (собственнос­ти), которыми располагает предприятие или компания (юридическое лицо), или все ресурсы, вложенные в данный бизнес. В целом они со­ответствуют сумме разделов I и II формы № 1.

Статьи «Основные средства» и «Нематериальные активы» в ос­новном соответствуют аналогичным позициям формы № 1. В расчет­ном балансе стоимость этих активов отражается по первоначальной стоимости (на момент приобретения). Статья «Износ по основным и нематериальным активам» в нашем балансе отсутствует. Она пред­ставляет собой сумму накопленной амортизации за предшествовав­шие периоды по основным средствам и нематериальным активам, от­раженным в расчетном балансе по первоначальной стоимости. Ста­тья «Прочие активы и уплаченные авансы» соответствует позиции «Прочие внеоборотные активы».

Разделы «ПАССИВЫ» и «СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ» объе­диняют все виды текущих и долгосрочных обязательств перед креди­торами, поставщиками и собственниками компании. Их величина при­мерно соотносится с суммой разделов IV, V и VI формы № 1.

Статья «Текущая задолженность» приблизительно соответствует разделу VI формы № 1 «Краткосрочные пассивы» и включает следу­ющие статьи:

• «Краткосрочные долги к уплате» соответствует позиции «Кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев».

• «Выплаты по долгосрочным кредитам» - позиции «Прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев».

• «Кредиторы (счета за сырье и пр.)» - некоторым статьям позиции «Кредиторская задолженность», в частности:

- поставщики и подрядчики;

- векселя к оплате;

- по оплате труда;

- по социальному страхованию и обеспечению;

- задолженность перед дочерними и зависимыми обществами.

• «Проценты по кредитам к уплате» соответствует позиции «Прочие кредиторы».

• «Налоги и платежи в бюджет» - позиции «Задолженность перед бюджетом».

• «Прочие краткосрочные долги» - позиции «Прочие краткосрочные пассивы». При необходимости сюда могут быть включены также статьи «Авансы полученные», «Расчеты по дивидендам», «Доходы будущих периодов», «Фонды потребления», «Резервы предстоящих расходов и платежей».

Статья «Долгосрочная задолженность» примерно соответствует разделу V формы № 1. Прочие долгосрочные обязательства можно приравнять к позиции «Прочие долгосрочные пассивы».

Раздел «СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ» примерно соответствует разделу IV «Капитал и резервы» и по укрупненным (наиболее важ­ным) позициям распределяется на статьи:

• «Уставный фонд» соответствует сумме позиций «Уставный капи­тал», «Добавочный капитал» и «Резервный капитал».

• «Нераспределенная прибыль» - сумме позиций «Фонды накопле­ния», «Фонд социальной сферы», «Целевое финансирование и по­ступления», «Нераспределенная прибыль прошлых лет» и «Нерасп­ределенная прибыль отчетного года или периода.

7.2. Особенности технологии составления расчетного баланса.

Расчетный баланс может быть составлен на основе данных БДДС, БДиР и бюджета запасов (незавершенного производства или анало­гичных видов бюджетов), а также данных фактического баланса за предшествующие периоды.

Раздел «АКТИВЫ» включают следующие статьи.

«Текущие активы», в том числе:

• «Банк и касса» - значение данной статьи примерно соответствует «Конечному сальдо» из бюджета движения денежных средств на определенную дату (см. в табл. 7.1 и 6.3 конечное сальдо на март планируемого года).

• «Дебиторы» (счета к получению) - образуются в результате превы­шения выручки от реализации из бюджета доходов и расходов над выручкой от реализации из бюджета движения денежных средств на период составления баланса или как строка «Поступления за от­груженную ранее продукцию» из БДДС на период, следующий за датой составления баланса.

• «Материальные запасы» - составляют сумму запасов готовой про­дукции и запасов сырья, комплектующих, а также незавершенного производства (образуются как разница между стоимостью произ­веденной, но не нашедшей потребителя продукции, и стоимостью изменения запасов сырья, как разница между соответствующими статьями бюджета доходов и расходов и БДДС; если расходы по статье «Товары и материалы» в БДДС больше, чем в бюджете до­ходов и расходов, то запасы в расчетном балансе возрастают, если наоборот, то уменьшаются).

«Основные средства» - стоимость основных средств (машин, обо­рудования, зданий и сооружений), которые предполагается иметь в новом бизнесе (по их первоначальной стоимости). Эти данные берут­ся из плана капитальных затрат или БДДС с учетом тех активов, ко­торые учредители организации вносят в новый бизнес в неденежной фор­ме (например, взнос в новый бизнес в виде зданий, части оборудова­ния и т.п.).

«Нематериальные активы» - это стоимость торговых марок (брэндов), лицензий, результатов НИОКР, ноу-хау, прав аренды, ко­торыми будет располагать новый бизнес. Они также отражаются в ПКЗ или БДДС и в расчетный баланс вводятся, как и основные сред­ства, по первоначальной стоимости. В табл. 7.1 эти расходы приводятся по факту на конец отчетного года.

В отличие от бухгалтерского баланса в расчетном балансе нема­териальные активы отражаются по их первоначальной стоимости, а не в установленном законом порядке списания соответствующих зат­рат на себестоимость. Например, расходы на PR-акции в бухгалтерс­ком учете скорее всего будут отнесены на себестоимость в полном объеме, а при определенных условиях они могут окупиться не раньше чем через один год. Следовательно, с точки зрения планирования и оценки финансовых результатов конкретного бизнеса было бы целе­сообразно показать их по статье «Амортизация».

«Износ по основным средствам и нематериальным активам» в расчетном балансе учитывается со знаком «минус» и показывает сумму накопленной на конец соответствующего периода амортиза­ции.

Если из первоначальной стоимос­ти основных средств и нематериальных активов вычесть стоимость из­носа по основным средствам и нематериальным активам (сумму накоп­ленной амортизации по БДиР), то образуется так называемая балансо­вая стоимость этих активов, которая приводится в расчетном балансе.

«Прочие» активы и уплаченные авансы» - это все нетекущие ак­тивы, которые не были отражены в вышеприведенных статьях.

Если сложить все статьи активов (сумму амортизации со знаком «минус»), то получится раздел «Активы». По условиям балансового равенства этот раздел обязательно должен быть равен разделу «Пас­сивы» другой части расчетного баланса.

Раздел «ПАССИВЫ» включает следующие статьи:

«Текущая задолженность», в том числе:

• «Краткосрочные долги к уплате» - предстоящие в течение следую­щего периода выплаты краткосрочных займов и ссуд (определяют­ся в соответствии со сформулированными в ПКЗ заявками на внеш­нее финансирование и прочими источниками денежных средств из БДДС);

• «Выплаты по долгосрочным кредитам» - это те суммы, которые планируется выплачивать заимодателю в соответствии с условия­ми погашения займа и соответствующими разделами БДДС;

• «Кредиторы» (счета за сырье и пр.) - задолженность поставщикам за сырье и материалы (образуется как разница между соответству­ющими разделами плана финансовых результатов и БДДС). Если стоимость сырья и материалов, отражаемая по статье «Товары и материалы» в бюджете доходов и расходов, больше, чем в БДДС, то либо в разделе активов расчетного баланса должна быть списа­на часть запасов (если таковые есть), либо по статье «Кредиторы» раздела пассивов должна быть увеличена сумма задолженности;

• «Проценты по кредитам к уплате» - сумма процентов по кратко- и долгосрочным кредитам за соответствующий период (сумму про­центов лучше взять из соответствующей статьи БДДС);

• «Налоги и платежи в бюджет» - это те налоги и платежи в бюджет, которые (в соответствии с БДДС) необходимо уплатить в следую­щем за датой составления баланса бюджетном периоде.

«Долгосрочная задолженность» - общая сумма долгосрочной за­долженности (обычно по займам и кредитам на срок более одного года) за вычетом той задолженности, которая отражена в статье «Выплаты по долгосрочным кредитам» раздела пассивов расчетного баланса.

«Прочие долгосрочные обязательства» - это все пассивы, кото­рые не были отражены в вышеприведенных статьях.

Если из раздела «Активы» вычесть сумму всех перечисленных выше статей раздела «Пассивы», то получится раздел «Собственный капитал», который показывает разницу между стоимостью того, чем владеет бизнес (ЦФО), и стоимостью его обязательств.

Раздел «СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ» включает следующие статьи.

«Уставный фонд» (акционерный капитал) - определяется в соот­ветствии с заявленным уставным капиталом вновь создаваемой фир­мы или той части капитала нового бизнеса, которую планирует вло­жить в новый бизнес уже существующее предприятие. Если ресурсы (средства) на пополнение уставного капитала вносятся в денежной форме, то эти суммы отражаются в БДДС, если не в денежной, то только в расчетном балансе.

«Нераспределенная (или накопленная) прибыль» - эта та часть чистой прибыли, которая в различной, форме используется в новом бизнесе и показывает, насколько со временем увеличивается единица вложений (инвестиций) в бюджетный период. В расчетном балансе данная позиция может иметь минусовое значение (это означает, что бизнес «проедает» уставный капитал).

При необходимости отдельные статьи расчетного баланса могут быть детализированы (см.табл. 7.1). Например, в составе текущих акти­вов могут быть выделены «Краткосрочные финансовые вложения» как один из наиболее ликвидных ресурсов бизнеса, если таковые име­ются. Дебиторская задолженность может быть раз­бита по видам потребителей, формам поступлений и т.п. Это стоит делать тогда, когда отдельные виды дебиторской задолженности дол­жны жестко контролироваться.

В разделе «Пассивы» кредиторская задолженность может быть сгруппирована по видам кредиторов и формам образования задолжен­ности. Детализация статей расчетного баланса осуществляется для каж­дой организации индивидуально, исходя из условий ведения ее бизнеса.

Одно из назначений расчетного баланса состоит в том, что на основе его данных можно рассчитать большинство финансовых коэффици­ентов, необходимых не только для оценки финансового положения организации или ее отдельных бизнесов, но и прежде всего для управле­ния ее финансовым положением.

Финансовые коэффициенты, применяемые в финансовом планирова­нии, обеспечивают высшее руководство предприятия или организации инфор­мацией о финансовом состоянии того или иного бизнеса, финансовой при­влекательности того или иного бизнес-проекта, направления хозяйствен­ной деятельности (бизнеса), а также демонстрируют прогнозируемое финансовое положение организации в целом за ис­текший период и на предстоящий бюджетный период. При этом могут быть использованы как вре­менной, так и сравнительный анализ финансовой информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: