Пример использования методики

История обращения

Консультирование Люды С. Люда шла в консультацию неохот­но, плакала. В семье трое детей. Люда — старшая дочь от перво­го брака, ей 10 лет, два других ребенка — маленькие: мальчику 3 года, девочке 9 месяцев.

Мать (инженер, кандидат наук) жаловалась на непослушание де­вочки, невыполнение домашних обязанностей, неумение за себя постоять, частую слезливость. Мать недовольна дочерью, ее вне­шностью (полная), считает ее «слабой личностью», не видит ника­ких достоинств, полагает, что она хитрит, притворяется «жертвой», провоцируя проявление жалости со стороны окружающих. И в общеобразовательной, и в музыкальной школе девочка учится хорошо, пишет стихи.

Диагностический этап работы

По личностному опроснику Кеттела выраженными показате­лями являются А, С, D, G, О, 04,что говорит о высокой внутренней напряженности, тревожности, озабоченности (О = 10, Q4= 8), о не­уверенности в себе, сензитивности (С = 2, О = 10), о реактивности поведения, легкой возбудимости (D = 8), о наличии конфликтов в социуме, плохой ориентировки в межличностных отношениях (А = = 2,G = 3).

На рисунке несуществующего животного девочка изобрази­ла Кслемышара с пятью большими глазами. Комментируя проис­хождение названия («смесь кота, собаки, льва, ежа, мыши»), Люда подчеркнула, что он «как мышь всего боится, но защищается». В рассказе о животном она поместила его жить в бездонную пе­щеру, считает, что у него «больше врагов, чем друзей». Ее живот­ное ненавидит «вражду и драку, даже защищаться не умеет, дерется с закрытыми глазами, чтобы не видеть, что делает другим боль­но, так как жалостливый», боится «потерять друзей, так как налетели враги, а он беззащитен». Данная методика выявила зависимую позицию девочки от взрослых и сильных, внутреннюю неуверенность в себе.

В домашнем задании (написать о своих невзгодах и радостях) девочка невзгодам относит: частые ссоры с братом, болезнь любимой учительницы, «нам учительницу заменили»,«со мной ни­кто не дружит», «встреча с Катей Г.».

Перечисленные невзгоды лежат в сферах общения дома и в школе. Характер невзгод показывает значимость для девочки лич­ности учительницы (плакала, когда узнала о болезни), наличие кон­фликтов с новым, не сравнимым с прежним учителем, наличие не­удовлетворенности и тревоги по поводу отсутствия дружеских связей со сверстниками.

Характер радостей связан опять же с новым учителем (1-е ме­сто); с событиями в семье: рождение сестры и защита мамой дис­сертации (2-е место); с поездками: в лагерь, в лес (3-е место) и приобретениями (подарили кораллы). Как видно из перечисленных событий, сфера общения со сверстниками не актуализирована.

Таким образом, данные, собранные по этим методикам, обна­ружили общее неблагополучие Люды в социуме, однако выяснить конкретную картину внутреннего мира девочки со всем ее много­образием межличностных связей удалось в ходе «графической беседы».

Использование этой методической процедуры позволило опо­средованно подготовить Люду к обсуждению ее актуальных пере­живаний.

Результаты совместного заполнения «круга общения» представ­лены на рисунке 10. Рисунок показывает различие в широте и ха­рактере взаимодействия.

Наиболее тесен домашний круг общения, здесь девочка выде­лила восемь человек, с кем, по ее мнению, сложились теплые, добрые отношения, особенно она выделяет маму, одну из бабу­шек, родную сестру девяти месяцев и двоюродную сестру-свер­стницу; только один человек в доме — брат трех лет — приносит большие неприятности.

Друзей во дворе немного, двое из них младше (по семь лет), из сверстников ей нравится только одна девочка, встречи с которой эпизодические, связь неглубокая.

Неблагополучное положение у Люды в школе в сфере общения как со сверстниками, так и с учителями. В школе из пяти названных сверстниц две приносят большие огорчения, общение с обеими взаимно неприятно. Эти девочки активно выражают ей неприязнь, дразнят, обзывают и, как ей кажется, презирают. Три однокласс­ницы входят в круг ее благополучного общения, но отношения с ними нельзя назвать дружбой. К двум указана только односторон­няя стрелка со стороны Люды, а к одной — хотя и двусторонняя, но взаимоотношения не являются тесными. Люда считает себя недостойной ее: «Она отличница, слишком утонченная для меня».

Значимость общения с учителями для Люды велика, она назва­ла семерых учителей, двое из них вызывают глубокие отрицатель­ные переживания. К учительнице 3-го класса, относящейся к девочке, по ее словам, хорошо, Люда не скрывает своей злости. Также отрицательно она относится к новому учителю, долгое время заменяющему заболевшую любимую учительницу: «Он ко мне носится как к мебели, как к столу, которому надо подпиливать ножки». Взаимоотношения только с одной учительницей (заболев­шей) девочку радуют: это ее кумир, который покровительствует, признает, понимает. Девочка тяжело переживает ее болезнь, не спит по ночам, плачет, пишет для нее стихи и посвящает ей прозу, постоянно справляется о ее выздоровлении, с нетерпением ждет возвращения в класс.

Таким образом, введение в работу консультанта методическо­го приема, где графически изображался круг общения, позволило организовать доверительную беседу, в ходе которой была выявле­на неблагополучная для ребенка данного возраста социальная ситуация развития. Об этом свидетельствуют следующие факты:

- во-первых, у девочки не реализована растущая в предподростковом возрасте потребность в общении со сверстниками, фик­сирован отрицательный опыт общения с ними;

- во-вторых, выявлен уже длительный конфликт в семье, связан­ный с конкурентным отношением с братом, обострившимся в связи с рождением еще одного ребенка. К девочке со стороны матери стали предъявляться новые, повышенные требования, с которыми она не справляется. Фиксирован опыт безуспешной борьбы за внимание и любовь близких;

- в-третьих, неудовлетворенность в других сферах общения девочка компенсирует непомерным, экзальтированным отношением к учительнице, что не типично для этого возраста. Потребность любви и привязанности к учителю носит компульсивный характер.

Результатами ограничения общения в школе, переживания постоянного неуспеха явились растерянность, неверие в свои сил''1; отрицательное отношение к себе — девочка чувствует себя слабой и беззащитной. Постоянный поток отрицательных оценок со стороны родителей в адрес ее внешнего облика, поведения, качес10 личности усилил неверие ребенка в свои силы, вызвал непринятие себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: