Опросник «Подростки о родителях»

Методика «Подростки о родителях» изучает установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и младшем юношеском возрасте. Первичной основой опросника является опросник, который создал Е. Schaefer (1965). Его опросник «Children's Report of Parental Behalf Inventory» состоял из 28 шкал по 10 заданий в каждой. Е. Schaefer (1959) рассматривал принятие, опеку и контроль в качестве основных параметров воспитания.

Принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Непринятие же рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, враждебно. Л Понятие психологического контроля содержит как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

В Россию методика пришла из Чехословакии. Здесь в исследо­ванииЗ3. Матейчика и соавторов снова подтвердилось первоначаль­ное представление о том, что воспитательное поведение родите­лей глазами детей можно описать тремя переменными:

1) принятие — эмоциональное отвержение;

2) психологический контроль — психологическая автономия;

3) скрытый контроль — свободный контроль.

Эта версия и легла в основу создания методики ADOR. Учиты­вая социокультурные различия, чешские психологи переработали методику. Важным оказалось прежде всего сокращение количе­ства шкал, так как факторный анализ на чешской выборке выде­лил три значимых фактора:

1) положительный интерес — враждебность;

2) директивностъ — автономия;

3) непоследовательность.

Эти факторы составили пять шкал и стали базой для русско­язычной методики, которую на русской клинической выборке адаптировал коллектив под руководством Л.И.Вассермана [Вассерман Л. И. и др., 1994]. Удивительно, что наряду с использова­нием в клинической психологической практике методика «Под­ростки о родителях» уже дважды использовалась в обширных пси­хологических исследованиях образа жизни подростков. В них мето­дика помогла зафиксировать особенности семейной ситуации под­ростков.

Одно из таких исследований, выполненное под руководством С.Кривцовой [Подросток на перекрестке..., 1997 ], мы кратко пересказываем ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: