Существует 3 степени удовлетворения потребностей товарами.
П |
П |
Т |
ПТ |
Т |
1. 2. 3.
Неудовлетворенная Частично удовлетворенная Полное удовлетворение потребность потребность «идеальный товар»
(Н-р: У вас болит голова, (У вас есть потребность (У вас есть потребность
вы купили таблетку быстро и качественно утолить жажду. Вы покупает
анальгина выпили, распечатывать текст, минеральную воду.
но головная боль не прошла) но на лазерный принтер
нет денег. Струйный принтер
доступен по цене, но более
медлителен и менее качественен.)
Потребность в товарах, подкрепленная покупательской способностью называется – спрос
Кривая спроса – кривая, которая показывает, по каким ценам в течение определенного промежутка времени покупатели хотели бы приобрести товары при различных количествах предложенного товара.
Закон спроса – отражает тот факт, что если цены других товаров, воздействующих на спрос остаются неизменными, то с увеличением цены данного товара, отдельные покупатели прекратят покупать его и перейдут на товары заменители.
Одним из основных факторов способных повлиять на спрос, является маркетинг предприятий.
В зависимости от уровня маркетинговых усилий различают:
1. Первичный (нестимулированный спрос) – суммарный спрос на все марки данного продукта, реализуемые без использования маркетинга.
С точки зрения влияния маркетинговой деятельности выделяют 2 типа рынков:
расширяющийся – который реагирует на применение инструментов маркетинга и не расширяющийся – не реагирует
2. Рыночный потенциал – предел, к которому стремится рыночный спрос при приближении затрат на маркетинг в отрасли к такой величине, при которой их дальнейшее увеличение уже не приводит к росту спроса
3. Текущий рыночный спрос – объем продаж за определенный период времени в определенных условиях внешней среды при определенном уровне использования инструментов маркетинга организациями отрасли.
К факторам влияющим на формирование спроса так же относятся:
1) Цена товара – Чем выше цена, тем ниже спрос.
2) Вкусы покупателей – Если спрос не удовлетворяется, растет цена. (Если не хватает телефонов,,то цена может увеличиться)
3) Доходы потребителей – Чем больше доход,тем больше спрос, тем выше цена.
4) Цена товарозаменителей – Чем выше цена товара, тем выше спрос на товарозаменители
5) Общее число покупателей – Чем больше покупателей, тем больше спрос и цена
6) Инфляционные ожидания – Спрос выше, т.к. люди стараются преобрести товар пока цена не выросла.