double arrow
IV. 4. Техника взятия мазка из носа и зева на бактериологическое (вирусологическое) исследование

Цель:

  • Собрать материал для бактериологического (вирусологического) исследования.
  • Выявить возбудителя
  • Определить чувствительность к антибиотикам

Оснащение:

  • Резиновые перчатки,
  • Маска;
  • Стерильные пробирки с сухими ватными тампонами - 2 штуки;
  • Штатив для пробирок;
  • Стерильный шпатель в лотке;
  • Бланк-направление в лабораторию;
  • Стеклограф.

Обязательное условие:

забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла.

РИС. 3. Положение ребенка при взятии мазка из полости рта и зева

ЭТАПЫ ОБОСНОВАНИЕ
Подготовка к процедуре
- Объяснить маме (ребенку) цель и ход про­ведения процедуры, получить согласие. - Обеспечение права на информацию, осознанное участие в процедуре.
- Подготовить необходимое оснащение. - Обеспечение четкости выполнения процедуры.
- Выписать направление.  
- Вымыть и осушить руки, надеть маску, пер­чатки. - Обеспечение инфекционной безопасности.
- Поставить на инструментальный столик не­обходимое оснащение (расположив по пра­вую руку). - Создание удобства при проведении процеду­ры.
- Стеклографом промаркировать пробирки: «Н» - нос, «3» - зев  
- Усадить ребенка лицом к источнику света и, при необходимости, зафиксировать его с помощью помощника: а)ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами б) руки и туловище фиксирует одной рукой в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребёнка - Необходимое условие для проведения проце­дуры.
Выполнение процедуры
- Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован - Маркировка «Н» означает - нос
- Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребёнка - Обеспечение доступа к слизистой носа ребёнка
- Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам - Условие эффективного выполнения процедуры
- Собрав материал, поместить тампон в пробирку, не касаясь её краёв - Обеспечение достоверности результатов исследования
- Попросить ребёнка широко открыть рот, шпателем нажать на корень языка Примечание:ребёнку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности дёсен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него - Обеспечение доступа к зеву
- Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «З», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован - Маркировка «З» означает - зев
- Осторожно, не касаясь языка и щёк ввести тампон в полость рта  
- Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин по часовой стрелке в следующей последовательности: дужка – миндалина – язычок – дужка - миндалина  
- Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь её краёв - Обеспечение достоверности результата
Завершение процедуры
- Снять и сбросить перчатки в дезраствор - Обеспечение инфекционной безопасности
- Вымыть и осушить руки
- Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике) - Обеспечение достоверности исследования










Сейчас читают про: