Моральный кодекс администраторов

Как уже говорилось выше, этические нормы и принципы поведе­ния могут быть сведены в так называемые этические кодексы поведе­ния. Одним из старейших в рассматриваемой области является Мораль­ный кодекс ассоциации работников местных органов управления


Моральный кодекс администраторов,,,

(Кодекс ICMA), принятый в 1924 г. и получивший широкое lijni <mmi<f Поправки к этому Кодексу принимались 5 раз, и теперь он ншичкги основные указания, которые интерпретируют его 12 принципов, а также официальные правила процедуры для проведения расследований по вопросам нравственного поведения. Основная цель Кодекса в наши дни та же, что была и в 1924 г.: напоминать администраторам местных ор­ганов управления об их ответственности перед гражданами, перед из­бираемыми должностными лицами и перед своими коллегами.

Одно из ключевых положений Кодекса в деталях рассматривает про­блемы инвестиций: "Не ищите благосклонности других; верьте в то, что личное возвеличивание или доход, обеспеченные секретной ин­формацией или неправильным использованием общественного време­ни, нечестны". Два дополнения в виде основных указаний к этому прин­ципу дают членам Ассоциации практические советы: в одном обсужда­ются вложения, которые могут вступить в противоречие со служебными обязанностями, а другое предупреждает против использования конфи­денциальной информации.

. Финансовые вложения, вступающие в противоречие со служебными обязанностями. Членам Ассоциации не следует производить каких-либо инвестиций прямо или косвенно в какое бы то ни было предприятие, совершать коммерческую или другую частную сделку, которая вступа­ла бы в противоречие с их служебными обязанностями, или иметь там такие вложения. В случае с недвижимостью возможность использова­ния конфиденциальной информации и знаний в личных интересах члена Ассоциации требует специального рассмотрения. Признается, что на служебные действия и решения члена Ассоциации может быть оказано влияние, если существует противоречие с его личными финансовыми вложениями. Следует избегать покупок и продаж, которые можно ин­терпретировать как спекуляцию с целью быстрого получения прибыли. Кажущая возможность использования конфиденциальной информации в личных интересах (см. раздел "Конфиденциальная информация") осо­бенно опасна для члена Ассоциации при приобретении недкижимости. Признавая эту опасность, члены Ассоциации должны еще до приня­тия ими поста муниципального администратора совместно со споим органом управления представить справку по поводу таких вложений.

Конфиденциальная информация. Членам Ассоциации не следует рас крывать другим или использовать в личных интересах конфидснщш1ь° ную информацию, полученную ими в процессе выполнения служеб­ных обязанностей. За последние годы выросло количество жалоб по поводу нравственности в вопросах инвестиций. Отношение к жалобам


220 Лекция 10. Административная этика

такого характера в Комитете по профессиональному поведению ICMA весьма серьезное, и оно часто влечет за собой общественное порица­ние или исключение из Ассоциации.

Одного члена Ассоциации исключили за выполнение обязанностей руководителя строительного проекта в своем районе. Этот администра­тор не только не заявил о своей побочной деятельности городскому совету, но и занимался этой деятельностью преимущественно во время своей основной работы в муниципалитете. Он также вынудил одного из должностных лиц, занимавшихся выполнением этого проекта, до­срочно принять его. Позже в здании были найдены некоторые дефек­ты, и владелец предъявил иск.

Другой член Ассоциации был подвергнут порицанию за то, что не заявил вовремя об инвестициях в своем районе. Этот факт всплыл, ког­да городской совет должен был пересматривать вопрос о разделении собственности на зоны. Администратор оказался в ситуации, когда ему пришлось давать объяснения по этому поводу. Несмотря на то что он немедленно продал свою долю акций и принес публичные извинения, это стоило ему работы.

Однако не все администраторы, имеющие финансовые вложения в своем районе, подвергаются обвинениям в связи с ними. Кое-кто уже работал в частном секторе до того, как стать главой городской или окружной администрации; владея инвестиционной собственностью, они не считают нужным ее продавать только из-за того, что они стали за­ниматься работой в государственном секторе.

Нужно только поставить в известность обо всех своих вложениях орган управления, в котором работают, и признать себя неправоспо­собными давать какие-либо рекомендации, касающиеся их собствен­ности. В подобных случаях они могут избежать каких бы то ни было обвинений в свой адрес по вопросам нравственного поведения.

Вопросы нравственного поведения в проведении финансовых вло­жений не имеют ясных ответов и являются предметом споров среди представителей местной администрации. Однако многие согласятся, что самая безопасная политика для администратора — производить финан­совые вложения вне района, в котором он или она работает. Так же важно для администратора заявлять в орган управления обо всех суще­ствующих, равно как и новых, своих вложениях.

Приличия имеют большое значение. В государственном секторе, где все на виду, администраторам и другим государственным служащим приходится придерживаться более высоких стандартов поведения, чем обычным гражданам. Несмотря на то что администратор может иметь благородные намерения, проблемы иногда проявляются самым удиви­тельным образом. Вот несколько пунктов, о которых следует позабо-


Моральный кодекс администратором

„нГЫ фйН1ИМ

титься администраторам перед тем, как дели!i«ьш и>

вложения.

Жилье. Вспомните известное высказывание эишшшнишши не* жимостью: "Всегда покупайте участки для жилья". Mnouir ннмиш раторы ввели в практику покупать собственные дома только lurn | онах, где они работают. Этот подход, безусловно, сводит к миш№ возможность обвинения в противоречии интересов.

Природа вложений. Опасайтесь делать вложения по схеме "бог быстро", которая связана с вновь создаваемыми организациями. Т(организации могут захотеть использовать хорошую репутацию адм! стратора как прикрытие для незаконной деятельности, а также дл* ятельности, не соответствующей нравственным принципам. Очень т но избежать обвинений в соучастии, даже если администратор не в курсе планов или деятельности организации.

Точно так же при проведении собственных вложений админис тору необходимо продумать, сможет ли он уделить время для kohti за ведением дел или за собственностью. Представьте, например, администратор приобрел в соседнем районе, где живут люди с н< соким доходом, собственность, которую можно сдавать внаем. 1 там условия не соответствуют стандарту и они не были быстро устр ны, администратор может стать предметом неприятного рассле^ ния со стороны средств массовой информации.

Семьи и друзья. Даже если персональные вложения администра вне подозрений, его или ее супруга или супруг могут иметь сомнит ные капиталовложения. Очевидный первый шаг — это заявить обо вложениях, которые могли бы создать впечатление присутствия к< ликта интересов. Точно так же администраторам следует отстраш от обсуждений по вопросу разделения на зоны или от любых д{ дискуссий, затрагивающих собственность членов их семей или д{ людей, очевидно к ним близких.

Администраторам следует также быть осторожными в финанс сделках с собственными подчиненными. Глава администрации oi был исключен из Ассоциации, поскольку сделал фальшивое заявя о займах. Он не заявил о займе в размере 15 тыс. долл., сделан? своего подчиненного.

Законное против нравственного. Некоторые администраторы j дают себя, что они поступили правильно, если адвокат санкциоь вал это действие, не понимая, что государственным служащим различать законные и нравственные действия. Это проиллюстрир< случаем с главой городской администрации, который иоепользо низкопроцентным займом для покупки собственного дома, paci женного, как оказалось, на участке, жители которого, согласно писи населения, имели право на заем под низкий процент.





 

Лекция 10. Административная этики

Как глава городской администрации, он знал, что для кредитова­ния предназначались значительные суммы денег и что жители района, имеющие невысокий доход, вряд ли смогли бы полностью эти деньги использовать. Адвокат заверил его, что вполне законно он сам может взять такой кредит. Однако адвокат не смог ничего посоветовать, когда в газеты попала история о том, как один из самых высокооплачивае мых городских служащих воспользовался программой, предназначен­ной для жителей с низким уровнем дохода. Администратор сделал все, что смог, для восстановления своей репутации, быстро вернув кредит.

Совет на прощание. Большинство администраторов местных орга­нов управления, которые оказались в неприятной ситуации, связан­ной с их капиталовложениями, не имели намерений совершать не­этичные поступки. Очень часто их ошибки были результатом неверных суждений или незнания. Следующие советы, возможно консерватив­ные, могут помочь администраторам избежать проблем, связанных с нравственными проблемами их финансовых вложений:

• знайте закон, рассматривающий конфликты интересов. Когда со­
мневаетесь, наводите справки у городского или окружного адво­
ката;

• ограничьте владение недвижимостью в своем городе или округе
собственным домом. Будьте осторожны в совершении финансо­
вых вложений вне вашего города или округа, особенно если уча­
стки собственности прилегают к границам города или округа или
являются их продолжением;

• не делайте капиталовложений в бизнес в городе или округе, где
вы работаете;

• предоставляйте полную и своевременную информацию обо всех
ваших личных вложениях и вложениях членов вашей семьи;

• берегитесь рациональных объяснений. Даже если вы верите в то,
что служите на благо своего района, тратя свое личное время и
деньги для финансовых вложений в этот район, общественность
может по-другому истолковать ваши действия. В их глазах вы, воз­
можно, получаете личную выгоду от внутренней информации,
собранной вами в качестве служащего местного органа управле­
ния;

• избегайте совместных капиталовложений со служащими или чле­
нами того органа управления, в котором вы работаете. Такие парт­
нерства неизбежно ведут к общественному осуждению;

• подумайте, будет ли предложенное капиталовложение соответ­
ствовать стандартам представителей вашей профессии. Если со­
мневаетесь, поищите другие предложения.


Моральный кодекс администраторов

Вопросы для салюкоппцю/ш

1. Как соотносятся административная этика и этика

2. Раскройте основные проблемы административной этики.

3. Что такое этика нейтралитета и этика структуры?

Литература

1. Бакунин М.А. Коррупция. О Макиавелли. Развитие государственности // Вопро­
сы философии. 1990. № 12.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Протестантские секты и дух
капитализма // Вебер М. Избр. произв. М., 1990.

3. Государственная служба в России. Нижний Новгород, 1994.

4. Государственный служащий: культура поведения и деловой этикет. М., 1999.

5. Кодексы поведения должностных лиц правоохранительных органов зарубеж­
ных стран. М., 1998.

6. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

7. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. М., 1998.

8. Селю/сое Ф.Т. Административная этика. М., 1980.

9. Шепель В.М. Управленческая этика. М., 1989.

10. Thompson D.F. The Possibility of Administrative Ethics // Ethical Insight, Ethical
Action: Perspective for the Local Government Manager, 1988.

Приложение 1 КОДЕКС ЭТИКИ И РУКОВОДСТВО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ АМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ (ASPA)

no

Чтобы внушить доверие общественности, необходимо в процессе своей деятельности продемонстрировать высшую степень честности, добропорядоч­ности, самоконтроля.

Большую роль в создании имиджа определенной организации или отдель­ного человека играет то впечатление, которое они производят на обществен­ность. Наиболее важными качествами при определении данного работника являются честность, добропорядочность, самоконтроль. Эти черты характера являются основополагающими для государственных служащих и порой даже затмевают способности. Подвергая риску свою репутацию, основанную на дан­ных качествах, работник или коллектив в целом могут отрицательно повлиять и даже воспрепятствовать выполнению организацией определенных задач, реализации целей. Репутация же управленческого персонала в данном случае может заметно пошатнуться, эффективность деятельности ухудшиться, карье­ра или даже карьеры разрушены. Во избежании этого будьте добропорядочны, честны, контролируйте свои слова и действия.

Общественные деятели в связи с наложенными на них обязанностями дол­жны развивать гражданские достоинства. Особенно важными качествами явля­ются стремление к правде, справедливому отношению к другим людям, внима-





Лекция 10. Административная этим

ние к правам и обязанностям граждан. Если вы являетесь ответственным ik качество выполнения работы сотрудниками, необходимо им объяснить им* ность добросовестного отношения к выполняемым заданиям. Обращайте и*! внимание на высокие этические нормы так же, как и на ответственность in общественные фонды.

Если же вы несете ответственность только за выполнение своей работы, не подавайте и тени сомнения в своей добропорядочности, честности и доО-росовестности, особенно когда речь идет о повышении по служебной лестни­це, премиях, достижении своих целей в карьере.

Относитесь с уважением к своему рукодс'тву, следуйте тем общественным ценностям, которым служите. Возьмите за правило относиться к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. Не хвастайтесь своими талантами, пусть ваша работа выявит их сама. Будьте щедры на похвалу, оценивая хорошо выполненную работу подчиненного. Берегите общественные деньги так же, как свои.

Вне зависимости от того, являетесь ли вы руководителем или рядовым служащим, вы должны ясно выражать свои взгляды на права других людей. Признавая данные права, не выходите за их границы. Открыто извинитесь перед всеми, если вы совершили ошибку. Будьте справедливы и терпеливы к тем сотрудникам, которые с трудом привыкают к вашей организации, коор динации функций в ней, административным процедурам.

Служите таким образом, чтобы ваши личные незначительные цели не глл венствовали над профессиональными.

Личную выгоду от службы вы сможете получить лишь от зарплаты, премий, признания за выполнение заданий. Сюда же может относиться удовольствие, получаемое от любимой работы, помощи окружающим, достижения опреде­ленных целей в карьере. Ни один сотрудник организации не должен принимать подарки от предприятия, являющегося поставщиком товаров или услуг; сами оплачивайте свои расходы. Докажите в процессе своей деятельности, что вы не пользуетесь служебным положением для того, чтобы обогатить себя, свою се­мью, друзей. Не выходите за рамки своих официальных обязанностей.

Служащие не должны предпринимать шагов, которые противоречат или могут рассматриваться как противоречие профессиональным обязанностям. Это еше раз доказывает то, какую ответственность они несут как народные попе­чители. В связи с этим общественность вправе ожидать действий в их интере­сах, а не ограниченной группы людей. Любые действия, которые подрывают общественное доверие, должны быть исключены.

Опыт доказывает: столкновение мнений и коррупция распространены не во внешней, чужой среде, а среди людей, которые хорошо друг друга знают. Для того чтобы избежать взаимонепонимания, госслужащие должны избегать столкновения интересов с людьми, находящимися в их подчинении, или с поставщиками товаров и услуг.

Инспектирующие организации призваны с особой тщательностью сокра­щать возможности столкновения интересов. Для данных организаций лучше всего иметь постоянно меняющийся штат сотрудников.

Служащие, занимающие положение по закону или инструкции и не отне­сенные к определенной категории или назначенные кем-либо (государствен­ные служащие, например, Кабинет министров или должности при губернато-


Приложение 1. Кодекс по этике и руководимо но ок> Ншнипнчши

ре), не должны всегда действовать в соответствии с ранее ЩШШнмми i ментами либо защищать чьи-либо личные узкие политический illi№)ii*i м должны помнить, что, какие бы превентивные меры они ни принимнип, гда могут возникнуть ситуации, вызывающие столкновение интерссоп. (ветственно очень важно осознать потенциальный конфликт интересов. О щие, особенно руководители, должны проводить дискуссии по пробл столкновения интересов внутри организаций, учебных заведений, проф|

ональных союзов.

При приеме на работу руководствуйтесь общими правилами отбора ю фицированных специалистов из всех слоев общества. Избегайте дискрил ции по расовому, религиозному, половому признакам, национальной надлежности, политическим пристрастиям, физическим недостаткам, возц семейному положению, по всем личностным аспектам. Более того, как ный случай дискриминации не должен рассматриваться стиль жизни че. ка, если он не влияет на его возможности выполнять определенные обяз; сти. Стандарты по выполнению определенной работы должны применять отношению ко всем сотрудникам. В случае сокращения штата руковод: должны справедливо отнестись к отбору служащих, остающихся в данной низации, но они должны быть гуманны по отношению к тем, кого сокра При этом необходимо учитывать, что недопустима дискриминация по i вому, расовому, религиозному признакам. Во избежание данных проблем жна быть установлена прямая связь между руководством и сотрудника! случае возникновения конфликта на данной почве необходимо собрать ную информацию при обвинении определенного сотрудника.

Исключите все формы нелегальной дискриминации, обмана, злоупо ления общественными фондами и поддерживайте коллег в борьбе с;

недостатками.

Будучи руководителем, вы должны быть внимательны к информацш ступающей к вам не только от вышестоящих органов, но и внутри вашей низации. Если вы обладаете информацией о злоупотреблении своим пр> сиональным положением, то должны сообщить об этом вышесто! инстанциям. Все служащие должны оказывать посильную помощь и подш санкционированным бюро расследований, Главному бухгалтерскому ynf нию в федеральном правительстве, аудиторам it государе:конных или mci администрациях. Необходимо прибегать к помощи неэаииеиммх аудитор

Как в частном бизнесе, так и в хозяйственных делах государственного у неподходящие оснащение, документация, технологические процессы, хой контроль за безопасностью могут привести к плохому управлению, водители обязаны оснащать организацию подходящим оСорудоманмсм, граммами, техникой для того, чтобы сократить до минимума улшш(связи с плохим управлением. Когда организация оскобождсна о Г ушшнл гов или ей предоставлены льготы, руководство должно промодш и исриол

ки проверки.

"Стукачи" зачастую воспринимаются руководством как предатели, если они трудятся во имя высших интересов общества. В тиком елучй порой заслуживают доверия. Местное, федеральное правительстпо ДОЛЖНО печить каналы передачи информации, чтобы так называемые отукпчи I спокойно передавать сообщения, не боясь быть узнанными. Рукоооиигсл»




Лекция 10. Административная этики

_..~.r,i<пиная ЭТИКИ

<кы объяснить сотрудникам, что в случае конструктивной критики управлен-еского персонала не последует наказания. В конечном счете сотрудники могут юдвергнуть критике и саму общественность, но критика должна иметь серь зные основания и точную информацию.

Служите людям с уважением, заботой, добротой, охотой, осознавая, что 'бщественные интересы выше личных.

Будьте уверены, что вы отвечаете на вопросы полно, понятно, верно. Об­ещайте внимание ваших сотрудников на то, что в основе отношений с граж-анами необходимы вежливость и деликатность. Составьте простую схему их заимоотношений с гражданами. По возможности объясняйте людям, как мож-:о избежать столкновений с властями. Следует отвечать на вопросы любого, к ам обратившегося, полно, честно. Если же вы не в состоянии найти ответ, делайте все возможное, чтобы дать ответ или же порекомендовать обратиться определенной организации либо человеку. Одним из наиболее важных мо-/ентов в работе с общественностью является привлечение граждан к сотруд-ичеству, учреждение общественных групп. Одна из обязанностей должност-ых лиц заключается в привлечении к деятельности правительства граждан, то, во-первых, обеспечивает народную поддержку, во-вторых, действитель-о будет иметь практический результат для хозяйственной жизни страны.

Помните о том, что народ имеет полное право через СМИ узнавать реаль ое положение дел в вашей организации, даже если вы знаете, что могут озникнуть сомнения у тех, кто преследует узкопартийные или антинародные нтересы.

Повышайте личные профессиональные навыки, а также стремитесь к улуч-

|ению профессионального уровня тех, кто непосредственно связан со сфе-

эй общественной администрации. Штатные сотрудники должны быть моти-

ированы для участия в профессиональных объединениях наподобие

мериканского общества гражданской администрации. Важно и то, что необ-

адимо постоянно напоминать сотрудникам о том, какую ответственность они

есут. Должностные лица должны проводить периодические встречи со сту-

;нтами и занятия по теории управления персоналом и общественностью. Ру-

эводители должны оказывать посильную помощь в разработке программ по

ежличностному взаимодействию. При выполнении организационных мероп-

1ятий необходимо быть позитивно настроенным, развивать творческие на-

>1ки, проявлять внимание к нуждам других людей.

Стремление американских государственных деятелей заключается в разви-ш таких качеств, как сопереживание, организованность, действия только в шках закона. Служащие должны осознавать, какую роль играют они в дости-ении общих целей организации. Преданность работе, стремление развить свой юрческий потенциал проистекают из осознания целей своей организации, пены данного общества должны стремиться к созданию благоприятной рабо-:й атмосферы между служащими различных уровней. Такая обстановка рас-хяагаег к эффективной работе без страха критики, и большую роль в этом •рают руководители, внимательно изучающие все проблемы персонала.

Относитесь бережно к той информации, к которой имеете непосредствен->ш доступ. Необходимо помнить, что в государственных учреждениях содер-ится достаточное количество конфиденциальной информации по националь->й безопасности либо связанной с законом. Делясь этими сведениями со


 

Приложение 1. Кодекс по этике и руководство по его выполнению...

своими сотрудниками, будьте уверены в их обязательстве не разглашать услы­шанное. Если же работа засекречена, следуйте инструкциям отдела безопасно­сти. Особому вниманию должна подвергаться информация на компьютере. Иногда приходится утаивать определенные сведения, но только в том случае, если при разглашении они будут иметь неблагоприятные последствия (опас­ные, незаконные, непрофессиональные). Если данная информация понадо­бится другим государственным учреждениям на законных основаниях, необ­ходимо обеспечить безопасный путь передачи сведений.

Используйте все свои полномочия для поддержания общественного инте­реса граждан.

Непосредственно перед принятием собственных решений необходимо по­лучить директиву свыше. Вы должны быть уверены в том, что весь штат знает О принимаемом решении и имеет возможность обсудить способы его реали т= ции. В случаях, когда вы непосредственно сталкиваетесь с устареванием омрс деленного закона, сообщите об этом вышестоящим органам, либо лшшолп тельному собранию. После консультаций с юрисконсультом упраплсиец реишг, остается закон действующим или нет. Иногда служащему ниже рапсом предо­ставляются довольно обширные полномочия, и связи с этим необходимо удо­стовериться, что он не выходит за рамки своих обязанностей. Помните, что каждое решение создает прецедент, поэтому необходимо обосновывать свои действия нравственными категориями, так как это будет наилучшей защитой как для персонала, так и для общественности.

Считайте своим личным долгом идти в ногу со временем, прежде всего в решении особо важных проблем, а также научитесь управлять делами граждан профессионально, честно, справедливо, эффективно.

Руководителям следует посещать собрания сотрудников, читать специаль­ную литературу и периодику, беседовать с профессионалами. Главная цель — быть хорошо информированным, прогнозировать будущие проекты, исполь­зуя новые направления в производственной деятельности. Серьезные промахи в управлении могут быть допущены и добросовестно относящимися к работе служащими, если они не будут предвидеть возможности возникновения про­блем. Последствия могут быть очень тяжелыми: смытые дамбы, смертельные случаи в шахтах, пожары в зданиях, где плохая противопожарная система, сбои в компьютерных системах, даже экономические кризисы. Члены ASPA должны быть катализаторами идей и организаторами дискуссий по вопросам улучшения результатов и эффективности работы социальной службы.

Соблюдайте, поддерживайте, изучайте и при необходимости вносите свои предложения по улучшению федеральных, государственных законов, которые определяют отношения социальных служб, служащих, клиентов, остальных граждан.

Тщательно ознакомьтесь с нормами конституционного права США. Как гражданин вносите свои идеи в процесс законодательства. Примите во внима­ние конституционные нормы равенства и чести.

Четко разграничивайте функции и полномочия между различными уров­нями управления (бюро, департаментами, правительством). Старайтесь нала­дить контакт со всеми службами правительства, особенно с теми, которые имеют аналогичные с вами функции. Не позволяйте частным службам затме­вать внимание к широкой социальной политике.


228 Лекция 10. Административная этики

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: