Современное развитие бизнеса характеризуется глубокими изменениями. Существенной его чертой становится глобализация, предусматривающая усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер деятельности в этой области.
В связи с процессами глобализации и интеграции любое общественное явление, независимо от его характера, нельзя рассматривать изолированно.
Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе представлены в таблице 3.3, характеристики интегрированных структур – в табл. 3.4.
Таблица 3.3
Формы международной корпоративной интеграции
Формы кооперации | Характеристика |
1. Лицензионный договор | Использование авторского права, товарного знака |
2. Сопроизводство | Изготовление комплексного изделия или его компонентов одним из зарубежных партнеров |
3. Контракт-менеджмент | Передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента |
4. Франчайзинг | Выдача лицензии на определенную деятельность с представлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки |
5. Стратегический альянс | Формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для решения задач реорганизации, повышение рыночной эффективности и т.д., либо достижение «эффекта масштаба», «синергетического эффекта», либо с другими целями |
6. Совместное предприятие | Одна из распространенных форм стратегического альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями |
7.Многонациональная компания | Наиболее «жесткая» форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и (или) других способах корпоративного контроля |
Таблица 3.4.
|
|
Характеристики интегрированных структур
Признак классификации | Ассоциации и союзы | Холдинги | Финансово-промышленные группы | Консорциумы и стратегические альянсы | Концерны и производственные объединения |
Характер хозяйственной деятельности | Некоммерческий | Коммерческий | Коммерческий | Коммерческий | Коммерческий |
Степень контроля внутри объединения | Контроль не предусмотрен | Высокая степень контроля | Высокая степень контроля | Низкая степень контроля | Высокая степень контроля |
Наличие головной управляющей компании | Не предусмотрено | Обязательно | Обязательно | Не обязательно | Обязательно |
Организационное строение | Мягкая | Жесткая | Жесткая | Мягкая | Жесткая |
Степень жесткости связей между объединениями | Относительно слабое взаимодействие | Связи средней жесткости | Связи средней жесткости | Относительно слабое взаимодействие | Связи средней жесткости |
Нормирование поставок | Не предусмотрено | Активное | Активное | По мере возникновения необходимости | Активное |
Срочность создания | Как правило, краткосрочное, создаются для реализации конкретного проекта | Долгосрочное сотрудничество, развитие перспективных связей | Долгосрочное сотрудничество, развитие перспективных связей | Как правило, краткосрочное, создаются для решения конкретных единовременных задач | Долгосрочное сотрудничество, развитие перспективных связей |
Продолжение табл. 3.4. | |||||
Признак классификации | Ассоциации и союзы | Холдинги | Финансово-промышленные группы | Консорциумы и стратегические альянсы | Концерны и производственные объединения |
Участие управляющей компании в уставном капитале участников объединения | Не предусмотрено | Частичное на ранних этапах и преобладающее в последствии. В состав активов управляющей компании входит контрольные пакеты акций других участников | Частичное на ранних этапах и преобладающее в последствии. Основное и дочерние общества полностью или частично объединяют свои материальны и нематериальные активы | Как правило, не предусмотрено, выделение управляющей компании только в координационных целях | Частичное на ранних этапах и преобладающее в последствии. Основное и дочерние общества полностью или частично объединяют свои материальны и нематериальные активы |
Основные формы объединения разнообразны и зависят от двух факторов: вида собственности и типа кооперации (рисунок 3..13).
|
|
Кооперация производственная | есть | Стратегические союзы и альянсы | Концерны |
нет | Самостоятельные предприятия | Корпорации | |
нет | есть | ||
Совместная собственность |
Рис. 3.13. Формы объединений
Концерн – вертикально- или горизонтально- интегрированный комплекс, основанный на участии головной компании в производственных связях между поставщиками и потребителем и в капитале входящих в него предприятий или филиалов.
Концерн можно рассматривать как объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством участия, финансирования, тесного производственного сотрудничества.
Объединенные в концерне предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерного общества или иного торгового товарищества.
Концерн обычно является объединением производственного характера, в которое входят предприятия разных отраслей.
Холдинговые компании (hold англ. – «держать») владеющие контрольными пакетами акций других фирм.
Холдингом может быть как промышленная, так и торговая корпорация, а так же банк или страховая компания.
Скупая акции других фирм, или получая в свои руки контрольный пакет акций вновь образуемых компаний, холдинги имеют возможность участвовать в десятках, а иногда и более, чем в сотни других компаний, получая с них прибыль, пропорционально сконцентрированным в своих руках акциям.
Через систему участий в акционерном капитале организуемых или контролируемых фирм, холдинги получают широкие возможности для навязывания своим дочерним фирмам такой стратегии развития, которая в максимальной степени соответствует общим интересам и прежде всего самого холдинга.
Руководители подконтрольных фирм неукоснительно выполняют волю материнской компании.
Хорошо известное в мире капитала англо-голландская нефтяная корпорация «Роял-Датч-Шелл» является классическим примером влияния холдингов на огромное высокоприбыльное дело. Она полностью контролируется и возглавляется двумя холдингами: голландским «Роял Датч петролеум» и английским «Шелл транспорт», которые в пропорции 60:40 в свою очередь, держат акции еще двух холдинговых компаний – «Шелл петролеум Н В» в Голландии и «Шелл петролеум Ко» в Англии. Вся суть такого построения контроля холдингов за холдингами скрыта в том, что две последние компании, используют механизм участия в капитале других фирм через приобретение акций контролирующей более 500 компаний.
|
|
Таким образом, первые два холдинга, купив акций лишь двух последних, получили контроль над полутысячным отрядом компаний, не вложив в их капитал ни одного пенса.
В холдингах наиболее ярко проявляется один из важнейших экономических принципов – при минимуме затрат - максимальная прибыль.
Холдинговые компании имеют различные юридические формы: они могут действовать как акционерные общества, каковыми являются большая часть холдинговых компаний, возглавляющих крупнейшие промышленные монополии. Это также общество с ограниченной ответственностью, единоличные компании, государственные организации.
Капитал последних может принадлежать одной или нескольким финансовым или промышленным компаниям, различным фондам, банкам и государствам.
Вхождение компаний в холдинг несвязанно с контрактами или соглашениями между конкурентами, что подразумевает сохранение конкуренции между членами холдинга. В этом заключается их главное отличие от конкурентов.
Подобные формы предпринимательской деятельности распространенны также в банковской сфере США. Крупные банки путем приобретения акций, других ценных бумаг более мелких банков, а также предприятий, получают возможность контролировать деятельность свои дочерних компаний.
Международный стратегический альянс (МСА) – продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и (или) структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них.
МСА – это функциональные соглашения об участии в активах как с созданием новой организации (например, совместные предприятия), так и без образования новой организации (взаимный обмен акциями, приобретение небольшой доли участия).
|
|
МСА – функциональные структуры, основанные на формальном или неформальном договоре.
Организации-учредители осуществляют совместное управление и контроль за совместной деятельностью.
Международный стратегический альянс отличает:
- происхождение партнеров – по крайней мере, из двух различных стран;
- стратегическая значимость для каждого партнера.
Фирмами США образованы до 800 стратегических альянсов, из которых более 60% - международные, т.е. созданы между американскими и иностранными фирмами.
При классификации альянсов по странам и регионам примерно 57% из общего числа американских альянсов – это соглашения между американскими фирмами, с одной стороны, и западноевропейскими либо японскими, с другой (примерно в равной пропорции).
Сильные стороны МСА:
- компенсируются слабые стороны или создающиеся конкурентные преимущества участников;
- соответствуют долгосрочным стратегическим планам партнеров;
- имеют целенаправленные «рациональные связи» между фирмами.
Свойства МСА:
- комбинация ресурсов должна быть направлена на создание ценности с эффектом синергии;
- две, или более организации остаются независимыми после формирования альянса;
- фирмы-партнеры совместно делят выгоды от функционирования альянса и осуществляют совместный контроль;
- организации-партнеры оказывают постоянную поддержку одному или нескольким стратегическим направлениям деятельности альянса (развитию технологии, производству продукции и т.п.).
Ни один из партнеров по альянсу не может контролировать процесс принятия стратегических решений по широкому кругу проблем бизнеса другим партнерам.
Многонациональная компания (МНК) – одна из сложных форм организации международного бизнеса. Такая компания использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, предусматривающую хозяйственную деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами.
Организация, формы и структурные особенности различных МНК могут быть разнообразны. Основные принципы МНК, отличающие эту форму от МСА:
- корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;
- ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;
- наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости и единого центра контроля в виде холдинговой, банка, либо группы взаимосвязанных компаний);
- бессрочный характер существования МНК.
Эффекты создания многонациональных компаний:
· Интегрированный подход к бизнесу с целью поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз для бизнеса со стороны конкурентов, поиска новых ресурсов для расширения деятельности;
· Стремится закрепить присутствие компании на рынках стран;
· Поиск общих черт различных географических рынков.
МНК – это разновидность холдинговой компании, ведущей деятельность на разных национальных рынках и через дочерние подразделения адаптирующей свою продукцию, маркетинговую стратегию к местным особенностям.
В деловой литературе используют схожие понятия, а именно, применительно к фирмам, ведущим бизнес в более, чем в одной стране, термин «транснациональный» (транснациональная корпорация, ТНК).
Финансово – промышленные группы (ФПГ). Все крупнейшие современные МНК представляют собой международные ФПГ. Они включают в структуру: головную компанию финансовой или производственной ориентации и многочисленные дочерние и ассоциированные фирмы (подразделения), работающие в разных сферах деятельности (маркетинге, промышленности, финансов и др.), расположенные в основной стране базирования МНК и за границей.
Такие интегрированные объединения в странах имеют схожие черты и отличия, обусловленные историческими обстоятельствами формирования ФПГ, особенностями законодательства, степенью развития фондового рынка.
ФПГ США сформировались в условиях развитой рыночной системы и рынка капитала. На рынок капитала имеется широкий доступ крупных и мелких инвесторов, вкладчиков к фондовым инструментам.
В условиях высоких темпов развития промышленности корпорации могли наращивать капитал за счет эмиссии акций. Банки при этом играли вспомогательную роль, т.к. антимонопольное законодательство США препятствовало сращиванию банковского капитала с промышленным.
После 70-х годов ХХ столетия ограничения смягчились и к настоящему времени в США сформировалось несколько сотен крупнейших МНК, которые являются основой американской экономики.
Два основных типа МНК в форме ФПГ функционируют в США. МНК сформированы либо вокруг промышленной корпорации либо вокруг банка.
ФПГ Германии. Структура немецкой экономики отличается тем, что банки играют значительную роль в связях с нефинансовым сектором (торговлей, транспортом, промышленности и т.д.).
Частные инвесторы не имеют доступа на фондовые биржи, а покупают и продают акции через посредников – через банки. Мелкие акционеры депонируют купленные акции в банке и на основе доверенности передают банку право голоса.
Ведущие банки Германии («Дойче Банк») на основе собственного владения акциями и доверенными сконцентрировали огромную степень контроля над ведущими акционерными обществами Германии.
До 80% голосов на собраниях акционеров представлено банками. Они избирают членов наблюдательного совета, назначают руководителей предприятий.
Особенностью немецких ФПГ является степень взаимоучастия компаний в капитале друг друга (перекрестное владение акций).
Горизонтально – интегрированная международная финансовая структура Дойче Банк сгруппирована следующим образом:
- коммерческие банки – 15 единиц;
- ипотечные банки – 4 единицы;
- инвестиционные компании – 11 единиц;
- лизинговые и факторинговые компании – 7 единиц;
- специализированные и консультационные фирмы – 7 единиц;
- международные ФПГ – 5 единиц.
ФПГ Японии. Шесть крупнейших ФПГ составляют основу экономики Японии. Они представляют собой иерархические структуры с широким распространением перекрестного владения акциями (взаимное участие).
Ядро ФПГ Японии – это банк. В состав группы входят: торговые дома, страховые общества, инвестиционные компании и несколько вертикально интегрированных промышленных объединений.
После 2-ой Мировой войны приоритетное развитие получила банковская система. Государство через основные банки направляло долгосрочные финансовые ресурсы для восстановления и развития промышленного потенциала.
ФПГ Южной Кореи. В основе монополизированной экономики Южной Кореи – крупнейшие ФПГ. Структурно они представляют собой иерархические пирамиды с семейным капиталом в их основе.
В ФПГ Южной Кореи высокий уровень диверсификации с представлением ведущих отраслей промышленности. Государство стимулирует реализацию импортозамещающих проектов.
ФПГ России – находятся в начальной стадии формирования.