Содержание программы 3 страница

Артерии – кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца. Они имеют плотные упругие мышечные стенки. От сердца отходят крупные артерии (аорта, легочная артерия), которые, удаляясь от него, ветвятся на более мелкие. Самые мелкие артерии разветвляются на микроскопические сосуды – капилляры, пронизывающие весь организм. Их толщина в 10-15 раз тоньше человеческого волоса, и они густо пронизывают все ткани тела. Например в 1 мм2 работающей скелетной мышцы действует около 3000 капилляров. Если все капилляры человека уложить в одну линию то ее длина составит 100000 км. Капилляры имеют тонкие полупроницаемые стенки, через которые во всех тканях организма осуществляется обмен веществ. Из капилляров кровь переходит в вены – сосуды, по которым она движется к сердцу. Вены имеют тонкие и мягкие стенки и клапаны, которые пропускают кровь только в сторону      
 
 
 

               
 
сердца. Сердце – главный орган кровеносной системы, представляет собой полый мышечный орган, совершающий ритмические сокращения, благодаря которым происходит процесс кровообращения в организме. Сердце – автономное, автоматическое устройство. Однако его работа корректируется многочисленными прямыми и обратными связями, поступающих от различных органов и систем организма. Сердце связано с Ц.Н.С., которая оказывает не его работу определенное регулирующее воздействие. Сердечно-сосудистая система состоит из большого и малого кругов кровообращения. Левая половина сердца обслуживает большой круг кровообращение, правая – малый.
 
Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое определение. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями Спорт — обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная - компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера «джогингом» — смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности. Однако все эти рассуждения и примеры хотя «и помогают договориться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд. Развитие спорта привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта. В настоящее время их более двухсот пятидесяти. Каждый
 
   
 
 
 

               
 
Проблемы сохранения здоровья, высокого уровня работоспособности, творческого долголетия постоянно интересовали человечество. Его лучшие представители веками собирали и хранили рецепты. Одним из наиболее действенных средств, способствующих решению этих проблем, рассматривалась разумно организованная двигательная активность и грамотное использование полезных сил природы. Так постепенно формировалась физическая культура. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры, направленная на разностороннее укрепление и совершенствование организма человека, и улучшение его жизнедеятельности посредством применения широкого круга средств: - гигиенических мероприятий; - естественных сил природы; - различных систем физических упражнений; - спорта. Спорт Постепенно в ходе развития общества из физической культуры стали выделять как ее составную часть «Спорт». Спорт как многогранное общественное явление, - является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, а так же одним из важнейших средств этического и эстетического воспитания. Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) вольного сокращения первоначального слова disport — игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение отсюда — различное толкование термина «спорт». В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах. В популярной отечественной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются.
 
Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка сердца, проходит через ткани всех органов и возвращается в правое предсердие. Из правого предсердия кровь переходит в правый желудочек, а оттуда, из правого желудочка, начинается малый круг кровообращения, который проходит через легкие, где венозная кровь, отдавая СО2 и насыщаясь О2, превращается в артериальную и направляется в левое предсердие. Из левого предсердия кровь переходит в левый желудочек и от туда снова в большой круг кровообращения Деятельность сердца заключается в ритмичной схеме сердечных циклов, состоящих из трех фаз: сокращения
 
   
 
 
 

               
 
предсердия, сокращения желудочков и общего расслабления сердца. Двигательная активность человека, занятия физическими упражнениями и спортом оказывают существенное значение на развитие и состояние сердечно-сосудистой системы. Пожалуй, ни один орган не нуждается столь сильно в тренировке и не поддается ей столь легко, как сердце. Работая с большой нагрузкой, при выполнении спортивных упражнений сердце неизбежно тренируется. Расширяются границы его возможностей, и оно приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека. В процессе регулярных занятий физическими упражнениями и спортом, как правило, происходит увеличение массы сердечной мышцы и размеров сердца. Показателями работоспособности сердца являются в первую очередь частота пульса, кровяное давление, систолический объем крови, минутный объем крови. Пульс – волна колебаний, распространяемая по эластичным стенкам артерий в результате гидродинамического удара давлением при сокращении левого желудочка. Частота пульса соответствует частоте сокращений сердца. Частота пульса в покое (утром, лежа, натощак) становится реже за счет увеличения мощности каждого сокращения. Сокращение частоты пульса увеличивает абсолютное время паузы для отдыха сердца и для протекания процессов восстановления в сердечной мышце. Кровяное давление – создается силой сокращения желудочков сердца и силой стенок сосудов. Кровяное давление измеряется в плечевой артерии. Различают максимальное (или систолическое) давление, которое создается во время сокращения левого желудочка (систолы), и минимальное (или диастолическое) давление – давление, которое отмечается во время расслабления левого желудочка (диастолы). Давление поддерживается за счет упругости стенок растянутой аорты и других крупных артерий. В
 
«физическое упражнение» и многие другие. Главными и наиболее общими из них являются понятия: -«физическое воспитание»; -«физическая культура»; -«спорт». Физическое воспитание Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, строили жилье, и в ходе этой естественной необходимой деятельности, спонтанно происходило совершенствование их физических способностей – силы, выносливости, быстроты. Постепенно люди обратили внимание на то, что те члены общества, которые вели наиболее активный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия,- были более сильными, выносливыми, работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости – повторяемости действий. Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания. Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям. Так что же такое физическое воспитание? Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является: - обучение движениям; - воспитание физических качеств; - овладение специальными физкультурными знаниями; - формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. Физическая культура - как учебная дисциплина
 
   
 
 
 

               
 
спорт, 1991.-336 с. 2. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. – М.: Химия, 1993.-399 с. 3. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни.- М.: RETORIKA – А: Флинта, 1999.-560 с. 4. Калинский М.И. Питание. Здоровье. Двигательная активность. – Киев «Наукова Думка», 1990. – 176 с. 5. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича.- М.: Гардарики, 2001. – 448 с. Соболев В.Н. «Спорт. Индивидуальный выбор спорта» План 1. Определение понятия «Спорт». 2. Массовый спорт, спорт высших достижений. 3. Обоснование индивидуального выбора видов спорта. 4. Единая спортивная классификация. 5. Виды подготовки в процессе тренировки. 6. Воспитание физических качеств. 7. Этапы подготовки. 1. Определение понятия «Спорт» Для успешной работы в любой сфере профессиональной деятельности, необходимо свободное владение профессиональными специфическими терминами и понятиями. Различное понимание терминов затрудняет общение, лишает возможности грамотно повышать свою компетентность. В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «физическое воспитание», «спорт», «физическая подготовка»,
 
норме, у здорового человека в возрасте 18-40 лет в покое кровяное давление равно 120/70 мм ртутного столба (120 мм рт.ст.- систолическое давление, 70 мм рт.ст. – диастолическое). Наибольшая величина кровяного давления наблюдается в аорте. При удалении от сердца кровяное давление понижается. Самое низкое давление наблюдается в венах при впадении их в левое предсердие. Разность давления обеспечивает непрерывный ток крови по кровеносным сосудам. Физическая работа способствует расширению кровеносных сосудов, снижению тонуса их стенок: умственная работа, равно как и нервно-эмоциональное напряжение, приводит к сужению сосудов, повышению тонуса их стенок и даже к спазмам. Такая реакция особенно свойственна сосудам сердца и мозга. Длительная напряженная умственная работа, частые нервно-эмоциональные напряжения, не сбалансированные с активными движениями и с физическими нагрузками, могут привести к ухудшению питания этих важнейших органов, к стойкому повышению кровяного давления, которое называется гипертонической болезнью. Свидетельствует о заболевании так же и понижение кровяного давления в покое, что может быть следствием ослабления деятельности сердечной мышцы. В результате занятий физическими упражнениями и спортом претерпевают изменения и кровяного давления. За счет более густой сети кровеносных сосудов и высокой их эластичности у спортсменов, как правило, максимальное давление несколько ниже нормы. Предельная Ч.С.С. у тренированных людей при физической нагрузке находится на уровне 200-240 ударов в минуту. Нетренированное сердце такой частоты достигать не может. Систолический объем крови – количество крови, выбрасываемое левым желудочком сердца при каждом его сокращении. Минутный объем крови – количество крови,
 
   
 
 
 

               
 
выбрасываемое желудочком в течении одной минуты. Систолический объем крови достигает у спортсменов 200 мл., у нетренированных – 130 мл. Минутный объем у спортсменов – 35-42 л.у нетренированных –22-25 л. Наибольший систолический объем наблюдается при частоте сердечных сокращений от 130 до 180 ударов в минуту. При Ч.С.С. свыше 180 ударов в минуту систолический объем начинает сильно снижаться. Поэтому наилучшие возможности для тренировки сердца имеют место при физических нагрузках, когда частота сердечных сокращений в диапазоне от 130 до 180 ударов в минуту. При интенсивной физической работе, сердце нетренированного человека не может проявить работоспособность, обеспечивающую питание работающих органов. В покое полный кругооборот кровь совершает за 22 сек., при физической работе – за 8 секунд и меньше. В результате увеличения скорости значительно повышается снабжение тканей тела кислородом и питательными веществами. Особенно полезна тренировка в циклических видах спорта на открытом воздухе. При переходе крови из капилляров в вены давление падает до 10-15 мм.рт.ст., что значительно затрудняет возврат крови к сердцу, так как ее движению препятствует еще и сила гравитации. Венозному кровообращению способствует присасывающее действие сердца при расслаблении и присасывающее действие грудной полости при вдохе. При активной двигательной деятельности воздействие этих факторов повышается. При малоподвижном образе жизни венозная кровь в различных частях тела или в отдельных органах под влиянием силы тяжести может скапливаться, происходит ее застой, например в брюшной полости, в области таза при длительном сидении. Движению крови по телу способствует деятельность окружающих их мышц (мышечный насос). Сокращаясь и расслабляясь, мышцы то сдавливают вены, то дают им расправится и тем самым проталкивают кровь по направлению к сердцу, так как движению крови в противоположную от сердца сторону препятствуют клапаны,
 
  Вопросы для собеседования: 1. Что такое «здоровье»? Физическое, психическое и нравственное здоровье. 2. Назовите критерии здоровья. 3. Как окружающая среда влияет на здоровье? 4. Что такое наследственность? 5. Кто такие интериалы и экстериалы? 6. Дайте определение здорового образа жизни и назовите составляющие ЗОЖ. 7. Дайте характеристику составляющим ЗОЖ: режиму труда и отдыха, питания и сна. 8. Дайте характеристику составляющим ЗОЖ: режиму двигательной активности, гигиены и закаливания. 9. Дайте характеристику составляющим ЗОЖ: профилактике вредных привычек, культуре межличностного общения и психофизической регуляции организма. 10. Назовите критерии эффективности использования ЗОЖ. 11. Что такое физическое самовоспитание? Этапы процесса физического самовоспитания. Литература: 1.Андреев Ю. А. Три кита здоровья.- М.: Физкультура и
 
   
 
 
 

               
 
программы формируется личный план физического самовоспитания, который включает: задачу, используемые средства и методы, содержание средств и дни занятий. 3 этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет. Систематическое заполнение дневника самоконтроля является как бы самоотчетом о проделанном за день. Дневник самоконтроля может содержать объективные и субъективные следующие данные: самочувствие, сон, аппетит, пульс в минуту (стоя, лежа, до тренировки и после), масса тела, тренировочные нагрузки, нарушения режима, болевые ощущения, спортивные результаты. Выделяют два вида самоотчета: итоговый и текущий. Итоговый подводится за достаточно длительный период времени – несколько месяцев, год. Текущий подводится за короткий промежуток времени - день, неделю. Таким образом, способность студента отмечать даже незначительные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как подкрепляет его уверенность в своих силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни.
 
имеющиеся в венозных сосудах. Чем чаще сокращаются и расслабляются мышцы, тем большую помощь сердцу оказывает мышечный насос. Мышечный насос способствует более быстрому отдыху сердца после интенсивной физической нагрузки. в) Дыхание. Гипоксия. Дыхание – комплекс физиологических процессов осуществляемый дыхательным аппаратом и системой кровообращения, обеспечивающей питание тканей организма О2 и выведение из них углекислого газа. Дыхательный аппарат человека состоит из легких, находящихся в полости грудной клетки; воздухоносных путей – полости носа, носоглотка, глотка, трахея; грудной клетки и дыхательной мускулатуры. Трахея в нижней своей части делится на два бронха, каждый из которых, входя в легкие, древовидно разветвляются. Конечные мельчайшие разветвления бронхов (бронхиолы) переходят в закрытые альвеолярные ходы, в стенках которых имеется большое количество шаровидных вытягиваний – легочных пузырьков (альвеол). Каждая альвеола окружена густой сеткой кровеносных капилляров. Общая поверхность легочных пузырьков очень велика, она в 50 раз превышает поверхность кожи человека и составляет 100 м2. Легкие располагаются в герметически закрытой полости грудной клетки. Они покрывают тонкой гладкой оболочкой – плеврой, такая же оболочка выстилает изнутри полость грудной клетки. Щель, образованная между этими двумя листами плевры, называется плевральной областью. Давление в плевральной полости всегда ниже атмосферного при выдохе на 3-4 мл.рт.ст., при вдохе – на 7-9 мм.рт.ст. Обмен воздуха в легких происходит в результате дыхательных движений грудной клетки. При расширении полости грудной клетки, которое сопровождается понижением в ней давления, в легкие засасывается порция
 
   
 
 
 

               
 
воздуха, происходит вдох. Затем полость грудной клетки уменьшается и воздух из легких выталкивается, происходит выдох. Расширение полости грудной клетки осуществляется в результате деятельности дыхательной мускулатуры. В покое при вдохе полость грудной клетки расширяют специальная дыхательная мышца – диафрагма и наружные межреберные мышцы; при интенсивной физической работе включаются зубчатые, лестничные и другие мышцы. Выдох в покое производится пассивно, при расслаблении мышц, осуществляющих вдох, грудная клетка под воздействием силы тяжести и атмосферного давления уменьшается. При интенсивной физической работе в выдохе участвуют мышцы брюшного пресса, внутренние межреберные, зубчатые и другие мышцы. Систематические занятия физическими упражнениями и спортом укрепляют дыхательную мускулатуру и способствуют увеличению объема и подвижности (экскурсия) грудной клетки. Различают: внешнее дыхание, при котором О2 из атмосферного воздуха переходит в кровь, а СО2 из крови – в атмосферный воздух; перенос газов кровью; тканевое дыхание – потребление клетками кислорода и выделение ими углекислоты как результат биохимических реакций, связанных с образованием энергии для обеспечения процессов жизнедеятельности. Внешнее дыхание осуществляется в альвеолах легких. Здесь через полупроницаемые стенки альвеол и капилляров происходит переход О2 из воздуха, заполняющего полости альвеол, в кровяное русло капилляров, а СО2 из крови в полость альвеол. Молекулы О2 и СО2 осуществляют этот переход за сотые доли секунды. После переноса О2 кровью к тканям осуществляется тканевое дыхание. Кислород переходит из крови в межтканевую жидкость и оттуда в клетки тканей, где используется для обеспечения процессов обмена веществ. СО2, интенсивно образующейся в клетках, переходит в
 
1 этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самонаблюдение – умение субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или свойствами личности. Самоанализ – это рассмотрение совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т. е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная). Если она занижена, то способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой. 2 этап. Исходя из самохарактеристики определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план. Примерная программа – ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом. Цель – формирование физической культуры личности. Задачи деятельности: 1. Включиться в здоровый образ жизни и укрепить здоровье. 2. Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность. 3. Сформировать нравственно- волевые качества личности. 4. Овладеть основами методики физического самовоспитания. 5. Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности. Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, ее потребности. На основе
 
   
 
 
 

               
 
решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. В функциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки. 6 Физическое самовоспитание и самосовершенствование Физическое самовоспитание – это процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании. Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания – нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др. Мотивами физического самовоспитания могут стать: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально – профессиональной деятельности; критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки. Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа.
 
межтканевую жидкость и затем в кровь. С помощью крови он транспортируется к легким, из которых выводится из организма. Переход О2 и СО2 через полупроницаемые сетки альвеол, капилляров и оболочек эритроцитов и клеток тканей происходит путем диффузии (перехода) и обусловлен разностью парциального давления каждого из этих газов. Затраты энергии на физическую работу обеспечиваются биохимическими процессами, происходящими в мышцах в результате окислительных реакций, для которых постоянно необходим О2. Во время мышечной работы для увеличения газообмена усиливаются функции дыхания и кровообращения. Совместная работа системы дыхания и кровообращения по газообмену оценивается рядом показателей работоспособности: частотой дыхания, дыхательным объемом, легочной вентиляцией, жизненной емкостью легких (Ж.Е.Л.), кислородным запросом, потреблением кислорода. Частота дыхания Средняя частота дыхания в покое составляет 18-20 циклов в минуту. Один цикл состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы. У женщин частота дыхания на 1-2 цикла больше. У спортсменов в покое частота дыхания снижается до 8-12 циклов в минуту за счет увеличения глубины дыхания, дыхательного объема. При физической работе частота дыхания увеличивается, например, у лыжников и бегунов – да 20-28, у пловцов – до 36-45. Наблюдались случаи увеличения дыхания до 75 циклов в минуту. Дыхательный объем - количество воздуха, проходящее через легкие при одном дыхательном цикле. В покое дыхательный объем находится в пределах от 350 до 800 мл. Величина дыхательного объема зависит от степени тренированности человека к физическим нагрузкам. При интенсивной физической работе дыхательный объем может увеличиваться до 2,5 л и более. Легочная вентиляция – объем воздуха, который
 
   
 
 
 

               
 
проходит через легкие за одну минуту. Величина легочной вентиляции определяется умножением величины дыхательного объема частоту дыхания.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow