double arrow

Трудовые отношения при смене собственника, изменении подведомственности организации, при ее реорганизации

Новеллой является ст. 75 ТК РФ, касающаяся трудовых отношений при смене собственника имущества, изменении подведомственности организации, ее реорганизации. В первом случае новый собственник в срок, не превышающий трех месяцев со дня возникновения у него права собственности, правомочен расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. Ранее при таких обстоятельствах в соответствии с ч. 2 ст. 29 КЗоТ трудовые отношения с согласия работника продолжались; прекращение в этих случаях трудового договора (контракта) по инициативе работодателя было возможно только при сокращении численности или штатных работников. Это положение остается в силе для других работников, кроме указанных выше должностных лиц, т.к. согласно ч. 2 ст. 75 смена собственника имущества не является основанием для расторжения с ними трудового договора. Сокращение же численности или штата допускается только после государственной регистрации права собственности (ч. 4 ст. 75).

Отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации дает основание новому работодателю расторгнуть с ним договор в соответствии с п. 6 ст. 77 Кодекса. Как известно, в Российской Федерации признаются частная, государственная и другие формы собственности <*>. Собственнику по гражданскому законодательству принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Это абсолютные вещные отношения.

--------------------------------

Права всех собственников защищаются равным образом.

Собственник имеет право по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые сделки, не противоречащие закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, в частности, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Возникновение права собственности связывается с наступлением определенных юридических фактов, именуемых основаниями приобретения права собственности, неисчерпывающий перечень которых содержится в гл. 14 Гражданского кодекса РФ. Основания приобретения права собственности в современной цивилистической литературе именуются также способами.

Под способами приобретения права собственности следует понимать фактические действия, с которыми закон связывает возникновение права собственности. Основаниями приобретения права собственности являются юридические действия либо события.

Собственность юридических лиц относится к частной форме собственности. Наличие у юридического лица обособленного имущества - один из непременных признаков. Но не всегда имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности. Правомерно и то, когда имущество находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении (ст. 48 ГК). Для большинства же организационно-правовых форм юридических лиц характерно их создание и функционирование именно как собственников принадлежащего им имущества.

К числу субъектов права собственности юридических лиц в соответствии с п. 3 ст. 213 Гражданского кодекса РФ относятся коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником. Круг юридических лиц, которым имущество принадлежит на праве собственности, довольно разнообразен и широк. К такой категории юридических лиц относятся: хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы, а также другие предусмотренные законом организации.

Существуют различные варианты смены собственника имущества. В частности, она может осуществляться путем купли-продажи <*>, передачи государственных организаций в муниципальную собственность и, наоборот, посредством приватизации государственных и муниципальных предприятий. В соответствии со ст. ст. 454 и 559 ГК РФ предприятие в целом как имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности, признается недвижимостью (ст. 132 ГК), что позволяет рассматривать договор продажи предприятия в качестве определенной разновидности купли-продажи недвижимого имущества. В то же время особые свойства предприятия как объекта гражданских прав предопределили необходимость специальной регламентации отношений, возникающих при его реализации. Преимущественное значение при регулировании продажи предприятия имеют нормы § 8 гл. 30 Гражданского кодекса РФ ("Продажа предприятия"). В силу того что иное не предусмотрено правилами, к продаже предприятия применяются нормы § 7 гл. 30 ГК РФ о продаже недвижимости (п. 2 ст. 549 ГК).

Федеральный закон от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Особые правила могут устанавливаться иными актами гражданского законодательства для продажи предприятий отдельных категорий, находящихся в государственной и муниципальной собственности <*>. Так, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" <**> определены организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в России посредством приватизации государственного и муниципального имущества.

Этим Законом предусмотрены следующие возможные способы приватизации:

продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, включая возможную продажу акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, на специализированном аукционе;

продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

выкуп арендного государственного или муниципального имущества;

преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.

Согласно п. 12 ст. 20 названного Закона увольнение более чем 10% численности работников государственного или муниципального предприятия в течение шести месяцев, предшествующих дню принятия решения о его преобразовании в открытое акционерное общество, 100% акций которого находятся в государственной или муниципальной собственности, и до момента государственной регистрации такого общества не допускается. Дополнительные меры защиты интересов работников при приватизации предприятий предусмотрены Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" <*>.

--------------------------------

<*> См.: САПП РФ. 1994. N 1. Ст. 2.

Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество при смене его собственника осуществляется в порядке, установленном ст. 131 ГК РФ и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <*>. В части 5 ст. 75 Трудового кодекса установлено, что в случае изменения подведомственности (подчиненности) организации, а также при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются. Если при возникновении указанных обстоятельств работник откажется от продолжения работы, то трудовой договор с ним прекращается на основании п. 6 ст. 77 Кодекса.

--------------------------------

<*> См.: СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Изменение подведомственности, по нашему мнению, не вызывает вопросов.

Согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Смысл конкретных форм реорганизации раскрыт в ст. 58 ГК. Согласно этой статье при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. В случае присоединения юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При разделении одно юридическое лицо разделяется на два (или более) юридических лица, его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам.

Выделение является антиподом присоединения: из состава определенного юридического лица выделяется одно (или более) новое юридическое лицо, при этом прежнее юридическое лицо продолжает функционировать и наряду с ним начинают функционировать новые (выделенные). При такой реорганизации к каждому из выделившихся юридических лиц переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в результате разделительных балансов.

Относительно преобразования в п. 5 ст. 58 ГК РФ использованы два неравнозначные понятия: "преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида" и "изменение организационно-правовой формы". Первое понятие с точки зрения классификации юридических лиц шире. В этом плане следует обратить внимание на специфику реорганизации отдельных юридических лиц: преобразование хозяйственных обществ и товариществ одного вида в хозяйственные общества и товарищества другого вида, а также в производственные кооперативы (ст. 68 ГК); преобразование акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив (ст. 104 ГК); реорганизация производственных кооперативов в хозяйственные товарищества или общества (ст. 112 ГК); реорганизация государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственником учреждений (ст. ст. 114, 115, 294 - 300 ГК).

В соответствии с российским гражданским законодательством можно выделить четыре основные группы организационно-правовых форм юридических лиц:

1) хозяйственные товарищества и общества (ст. ст. 48, 50, § 2 гл. 4 ГК);

2) кооперативы (ст. ст. 48, 50, § 3 гл. 4, ст. 116 ГК);

3) государственные и муниципальные учреждения (ст. ст. 48, 50, § 4 гл. 4 ГК) и финансируемые собственником учреждения (ст. ст. 48, 50, 120 ГК);

4) некоммерческие организации - собственники (ст. ст. 48, 50, 117 - 119, 121 - 123 ГК).

Как уже отмечалось, правила относительно перехода прав и обязанностей при реорганизации распространяются на права и обязанности реорганизуемых юридических лиц в трудовых отношениях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: