Анализ трудовых ресурсов

1. Определить среднесписочную численность работников Чппр по формуле 8:

Чппр = (8)

где: Ч1, Ч2, Ч3 ….Ч11, Ч12 - численность работников по месяцам.

2. Характеристика движения работников предприятия. Этот учет ведется кадровыми службами по числу выбывших и принятых работников и называется оборотом персонала. Различают необходимый (учитывает выбытие работников по объективным причинам – призыв в армию, сокращение штатов и др.) и излишний оборот персонала (связан с учетом людей, уволившихся по субъективным причинам, и характеризует текучесть кадров). Коэффициент текучести кадров определяется по формуле 9:

излишний оборот

 
 

КТ = (9)

среднесписочная численность

персонала за соответствующий квартал

Считается, что нормальная текучесть кадров составляет до 5% в год.

Интенсивность оборота персонала учитывается коэффициентами оборота по приему и по выбытию, рассчитываемые по формулам 10 и 11:

Число принятых

 
 

Коб.пр.= (10)

Ср. численность персонала

за соответствующий период

Число выбывших

 
 

Коб.выб. = (11)

Ср. численность персонала

за соответствующий период

Коэффициент стабильности определяется по формуле 12:

Число работников, состоящих в списках

организации в течение всего периода

 
 

К стаб. = (12)

Среднесписочная численность персонала

за соответствующий период

Коэффициенты использования трудовых ресурсов определяются в динамике за ряд последних лет и сводятся в единую таблицу.

Т а б л и ц а 5 - Система показателей, характеризующих трудовой потенциал предприятия

Показатель Всего В том числе по категориям
Рабочие Руководители Специалисты Служащие МОП
чел % чел % чел % чел % чел % чел %
                         
1.Среднеспи­сочная чис­лен­ность про­мышлен­но-произ­водственного пер­сонала (ППП)                        
2.Струкутра ППП по полу Мужчины Женщины                        
3.Возрастной состав ППП -до 18 лет -18-25 -26-36 -37-50 -Старше 50                        
4.Расперделе­ние ППП по стажу ра­боты -до 1 года -1-2 -2-5 -5 и более                        
5. Образова­тельный уро­вень ППП -Неполное среднее -Общее сред­нее -Незакончен­ное высшее -Высшее                        
6.Квалифи­каци-он­ный состав работ­ни­ков (разряд по еди­ной та­рифной сетке) 1,2,3 и т.д.                        

3. Определение структуры персонала.

Персонал предприятия подразделяется на следующие категории: руководители, специалисты, служащие, рабочие, младший обслуживающий персонал. Соотношение различных категорий работников в их общей численности характеризует

структуру персонала предприятия. Система показателей, характеризующих трудовой потенциал предприятия представлен в табл.4, которая в зависимости от особенностей предприятия и целевых задач может быть дополнена или, наоборот, упрощена.

С целью оценки трудового потенциала предприятия необходимо определить следующие показатели.

1. Коэффициент занятости персонала в аппарате управления Кз, характеризующий долю работников аппарата управления Чау в общей численности промышленно-производственного персонала Чппр, рассчитывается по формуле 13:

Кз = (13)

Норматив - 0,04 – 0,07.

2. Показатель уровня квалификации работников Пкр рассчитывается по формуле 14:

Пкр = (14)

Чау – численность работников аппарата управления с необходимым базовым образованием. Норма Пкр = 1.

Данный анализ позволяет сделать оценку кадровой политики на предприятии – эффективная или неэффективная. Если дипломная работа выполняется по теме, связанной с совершенствованием управления трудовыми ресурсами, оплатой труда, то необходимо дать более развернутый факторный анализ использования трудовых ресурсов, производительности труда и эффективности действующих форм и систем заработной платы в динамике за ряд лет, а в 3-й главе разработать предложения по совершенствованию данной проблемы.

В заключении данного параграфа должно быть отмечено, удовлетворяет или не удовлетворяет (с указанием причины) существующая организационная структура управления деятельности данного объекта. Если нет, то в 3-й главе в качестве мероприятий по совершенствованию эффективности деятельности предприятия разрабатывается и предлагается реорганизационная структура управления, которая должна соответствовать целям управления.

Совершенствование структур управления может идти по трем основным направлениям:

1. совершенствование механистических структур за счет внутренних сокращений или изменений, которые осуществляются путем объединения, разделения, переподчинения, ликвидации звеньев, сокращения числа уровней управления;

2. создание комплексной структуры через включение органических структур (венчуров, инновационных отделов, блока развития и т.д.) в существующую механистическую. Это направление является основным условием обеспечения эффективности структур управления в переходный период;

3. замена структур механистического типа на адаптивные. Этот радикальный путь реорганизации структур требует не только наличие сильного лидера с командой единомышленников, но и сильной организационной культуры.

С целью определения оценки эффективности предлагаемой системы управления необходимо сделать сравнительный анализ существующей и предлагаемой организационных структур.

Коэффициент рациональности структуры Кр.с. (норматив – 0,02 – 0,25) рассчитывается по формулам 15 и 16:

К р.с. = 1 (15)

К р.с. = 1 (16)

- Аф и Ан – количество подразделений в аппарате управления фактически и по предлагаемой структуре;

- Чауф и Чаун – численность работников аппарата управления фактически и по предлагаемой структуре.

В качестве критериев эффективности могут быть приняты – срок окупаемости затрат, размеры прироста доходов, минимум текущих затрат, максимум прибыли, минимизация издержек на выпуск продукции за счет затрат на рабочую силу и др.

При сокращении аппарата управления экономия денежных затрат в аппарате управления Эу (т.р) рассчитывается по формуле17:

Эу = (Чауф – Чаун) Зср (17)

Зср – среднегодовая заработная плата одного работника аппарата управления.

Затраты на разработку и внедрение мероприятий Зау рассчитывается по формуле18:

Зау = Чау Зср + Зэ (18)

Зэ – эксплуатационные расходы средств механизации, оргтехники и ЭВМ на разработку и внедрение мероприятий.

Экономия от внедрения проектируемой организационной структуры управления Э рассчитывается по формуле19:

Э = Эу + Эпр – Зау (19)

Эпр – экономический эффект в сфере производства.

Срок окупаемости затрат на разработку и внедрение мероприятий Ток рассчитывается по формуле20:

Ток = (20)

Во втором параграфе второй главы дипломант проводит экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, основные этапы которого включают:

· анализ основных результатов деятельности (финансовые результаты);

· анализ финансового состояния.

При этом, основное внимание следует уделить анализу тех показателей, которые характеризуют Вашу тему выпускной квалификационной работы.

Основными целями анализа являются:

· Оценка динамики основных показателей во времени и во взаимосвязи между собой;

· Определение факторов, оказавших влияние на деятельность предприятия;

· Определение причин отклонений фактических результатов от запланированных;

· Разработка конкретных предложений по устранению влияния отрицательных факторов и усилению использования благоприятных в будущем периоде.

Анализ основных результатов деятельности предприятия включает изучение их в стоимостной (денежной) форме, а также в натуральной, если это необходимо.

Набор анализируемых показателей определяется хозяйственным механизмом и действующим законодательством, которое закрепляет правила и нормы финансовых отношений предприятий и государства (налоги, нормативы, правила отчисления и т.п.).

В методике анализа используется шесть основных приемов:

Ø горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

Ø вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

Ø трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ;

Ø анализ относительных показателей – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей;

Ø сравнительный анализ – это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, подразделений, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными;

Ø факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных приемов исследования.

Информационной базой для проведения финансово-экономического анализа являются показатели баланса. Отчетность формируется по регистрам бухгалтерского учета по установлен­ным формам:

¨ форма № 1 «Бухгалтерский баланс». В нем фиксируется стоимость (денежное выражение) остатков внеоборотных и оборотных активов капитала, фондов, прибыли, креди­тов и займов, кредиторской задолженности и прочих пас­сивов. Баланс содержит обобщенную информацию о со­стоянии хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пас­сив. Эта информация представляется «На начало года» и «На конец года», что и дает возможность анализа, сопос­тавления показателей, выявления их роста или снижения. Несмотря на это, нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движе­нии хозяйственных средств и их источников.

¨ форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Форма № 2 содержит сведения о текущих финансовых ре­зультатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показаны величины бухгалтерской (балансовой) прибыли или убытка и слагаемые этого показателя.

¨ форма № 3 «Отчет о движении капитала». Форма № 3 «Отчет о движении капитала» показывает струк­туру собственного капитала предприятия, представленную в ди­намике.

¨ форма № 4 «Отчет о движении денежных средств». Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» отражает остатки денежных средств на начало года и конец отчетного пе­риода и потоки денежных средств (поступления и расходование) в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

¨ форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровыва­ются в Приложении к балансу (форма № 5).

· Акционерный капитал – капитал акционерного общества, размер которого определяется его Уставом. Это сумма средств учредителей для обеспечения основной деятельности. Способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия. На государственных предприятиях это стоимость имущества, закрепленного государством за предприятием на правах полного хозяйственного ведения. На акционерных предприятиях – номинальная стоимость акций; для ООО – сумма долей собственников; для арендного предприятия - сумма вкладов его работников. Уставный капитал формируется в процессе первоначального инвестирования средств. Вклады учредителей в Уставный капитал могут в виде денежных средств, имущественной форме, и нематериальных

активов. Величина Уставного капитала объявляется при регистрации предприятия, и при корректировке его величины требуется перерегистрация учредительных документов. В бухучете величина собственного капитала исчисляется, как разность между стоимостью всего имущества по балансу (или активами), включая суммы, невостребованные с различных должников предприятия, и всеми обязательствами предприятия в данный момент времени.

· Собственный капитал – складывается их различных источников: Уставного капитала, различных взносов и пожертвований, прибыли, непосредственно зависящей от результатов деятельности предприятий.

· Выручка от реализации – первоначальный капитал, инвестированный в производство, создает стоимость, выражающуюся в цене реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму – форму выручки (по оптово-отпускным ценам, без НДС и акцизов).

· Валовая выручка – полная сумма денежных поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных ценностей.

· Производительность труда – степень его эффективности (результативности). Определяется как среднегодовая выработка на одного среднесписочного работника.

· Годовой фонд оплаты труда - включает заработную плату всех работников за год, а также различные доплаты и надбавки.

· Себестоимость продукции – это издержки производства и реализации, т.е. стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, расходов, связанных с управлением и обслуживанием производства, аренда, реклама и другие затраты на производство и реализацию.

· Прибыль (убыток) – конечный финансовый результат деятельности предприятия, определяется как разность между выручкой и затратами. Включает: финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы.

· Налогооблагаемая прибыль – разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым Кодексом.

· Чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.

· Нераспределенная прибыль – чистая прибыль за минусом ее использованной суммы на накопление и потребление.

· Рентабельность – традиционный показатель, относительная прибыльность может рассчитываться разными методами, наиболее современным и экономически обоснованным является метод расчета внутренней нормы рентабельности.

· Рентабельность капитала – отношение чистой прибыли к собственному капиталу.

· Рентабельность предприятия – показатель эффективности использования производственных фондов. Различают общую рентабельность – отношение балансовой прибыли к средней стоимости производственных фондов,в которую включают среднюю стоимость основных производственных фондов и среднюю стоимость оборотных средств.

· Рентабельность продукции – измеряется отношением прибыли от производства и реализации продукции к ее полной себестоимости и выражается в процентах. Рассчитывается по каждому виду продукции отдельно и в целом по всей товарной продукции предприятия.

· Рентабельность продаж - отношение чистой прибыли компании к объему продаж.

· Фондоотдача - это выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов.

· Фондоемкость – (обратная величина фондоотдачи) – это среднегодовая стоимость основных фондов, приходящаяся на 1 руб. продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: