МДК.02.01.Правовая защита информации
Раздел №1 Информационное право как отрасль российского права
В результате изучения первого раздела обучающийся будет:
- знать основные понятия информационного права, подходы к пониманию феномена социальной(правовой) информации, правовые режимы доступа к информации, основные информационные права и свободы человека и гражданина;
- уметь классифицировать информацию по различным основаниям, выделять главные направления информационной политики России на современном этапе развития общества и технологии, определять основные правовые проблемы построения информационного общества в Российской Федерации и других странах;
- владеть понятийным аппаратом в области информационного права, знаниями об основных информационных правах и свободах человека и гражданина и их нормативном закреплении.
Тема 1.1. Понятие информационной сферы общества.
Информационные революции — информационная сфера, информационное общество
В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество. Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать из поколения в поколение. Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гутенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения. Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио — средства, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие
этой революции — повышение степени распространения информации и информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль СМИ как механизма распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, а также доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой. Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации. Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных
информационно телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции — Интернет. Суть пятой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве во всем мире программно технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях. Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества и государства; воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс,имеющий даже большую ценность, чем природные, финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается, она превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны.
Последнее время стало обычным характеризовать современное общество как информационное. Первым, кто употребил данное словосочетание, был, по всей видимости, Ф. Машлуп — американский экономист, автор книги «Производство и распространение знания в Соединенных Штатах» (1962). В ней автор предпринял попытку анализа информационного сектора экономики на примере США. Философы не оставили без внимания тенденции развития общества и ввели среди прочих этот термин, анализируя современные концепции естествознания. Информационное общество в соответствии с концепцией З. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, — разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции информационного общества связывают его
становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами — сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе. При реализации информации затрагиваются моменты
ее переработки, то есть наслоения или выборки, расширения или сжатия полученных единиц знания; ее перемещения при помощи любых средств и способов. Возникает кругооборот информации в обществе, опосредующий его развитие.
Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций информационного общества принадлежит известному японскому ученому
Е. Масуде, стремящемуся осмыслить грядущую социальную эволюцию.
1 Е. А. Угринович выделяет определенные характерные моменты развития теории информационного общества, к которым относятся следующие. Во первых, утверждается понятие «постиндустриального общества» (Дакендорф, 1958), в рамках которого начинает преобладать производство и распространение знания, появляется новая отрасль экономики — информационная экономика. Быстрое развитие последней предопределяет ее контроль за сферой бизнеса и государства (Гэлбрейт, 1967). Далее, формируются организационные основы контроля (Болдуин, 1953; Уайт, 1956), в социальной структуре возникает новый класс — получивший название миритократия (Янг, 1958; Гоулднер, 1979). Производство информации и коммуникация становятся централизованным процессом (теория «глобальной деревни» Мак Люена, 1964). В конечном счете информацию определяют основным ресурсом нового постиндустриального порядка (Белл, 1973).1К основным особенностям и характеристикам информационного общества указанные ученые относят:
1. Наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно телекоммуникационных сетей (ТИТС) и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний.
2. Массовое применение персональных компьютеров, подключенных к ТИТС, именно массовое, иначе это не общество, а совокупность отдельных его членов.
3. Подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах и в ТИТС;
4. Новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т. п.);
5. Возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию; мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по интересам в Интернете);
6. Трансформация деятельности СМИ, интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации — мультимедиа;
7. Отсутствие географических и геополитических границ государств участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.
Типичный пример информационной инфраструктуры такого информационного общества — Интернет, которой сегодня активно заполняет информационное пространство во всех странах и на всех континентах, являясь основным и активным средством формирования информационного общества.
С правовой точки зрения, информационное общество представляет собой одну из характеристик общества, которую можно, пожалуй, сравнить, с такой характеристикой общества, как гражданское, правовое и т. д. Данное понятие отражает несколько популистское стремление ученых дать определение современного состояния общества как глобального объединения всех жителей мира, а характеристика несколько абстрактна и экстерриториальна и во временном и пространственном приложении к обществу конкретного государства иногда
теряет свое значение. Так, например, нельзя в настоящее время назвать Мозамбиг информационным обществом.
Следовательно, справедливо отметить, что российское общество тогда можно назвать информационным, когда оно будет отвечать основным юридически значимым признакам, а именно:
1. Государство (как способ политической организации общества) разрабатывает и осуществляет информационную политику на определенной территории, а также участвует в международном информационном обмене.
2. Гражданам страны предоставлены информационные права и свободы, реализация и защита которых обеспечивается государством.
3. Созданы специальные государственные органы, обеспечивающие информационную безопасность личности, общества и государства.
4. Средства массовой информации независимы и социально активны.
5. Наличие развитой информационной инфраструктуры (информационные сети, компьютерное и организационно-техническое обеспечение государственных органов и общественных организаций).
6. Обеспечен широкий доступ населения к информационным сетям и базам данных (большинство населения имеет персональный компьютер и доступ к информационным системам).
7. Создаются общественные и коммерческие органы коммуникации (информационные агентства, информационные службы), формируются информационные банки данных.
Таким образом, можно дать следующее правовое определение:
информационное общество — это общество, в котором каждому его члену предоставлена обеспеченная законом возможность быть участником информационного обмена посредством создания и использования информационных институтов и средств для наиболее эффективного и полноценного его развития.
Информационное общество представляет собой форму существования современного социума. Область оборота информации (производство—распространение—потребление), при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации, по мнению В. Н. Лопатина и И. Л. Бачило, и составляет информационную сферу.
1В федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене»
2 дается такое законодательное определение информационной сферы: «…сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации». Пространство, в котором совершается оборот информации, не ограничено возможностями современного человеческого восприятия. Однако, преследуя цель определить особенности и пределы правового регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией указанных процессов, необходимо ввести более точное законодательное понятие информационной сферы: информационная сфера — пространство, ограниченное возможностью человеческого восприятия, а также восприятием современных технических средств и устройств, в котором воспроизводится, передается, перерабатывается и реализуется (потребляется) информация, то есть совершается ее оборот.
В Окинавской хартии (июль 2000 г.) особо отмечается, что стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, возможности которых соответствовали бы требованиям информационного века. «Мы обязуемся, – заявили участники Хартии, — предоставить всем гражданам возможность освоить и получить навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями посредством образования, пожизненного обучения и подготовки». В этой связи следует подчеркнуть, что неотъемлемой составной частью всех усилий по внедрению в общество знания в сфере информации является информационное право. Существование информационной сферы, по логике информационного законодательства, опосредуют информационные процессы, то есть процессы производства, передачи, поиска, получения и распространения информации, а также создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. Отношения, складывающиеся при реализации указанных процессов, можно определить как информационные и, следовательно, подлежащие правовому регулированию. Функционирование информационной сферы обеспечивается взаимодействием с информационными ресурсами, которые представлены в виде массивов документов, баз и банков данных, архивов, библиотек, музейных фондов и прочих носителей информации. Информационную инфраструктуру составляют:
— информационно-телекоммуникационные структуры;
— территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети;
— телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования;
— сети и каналы передачи данных;
— средства коммуникации и управления информационными потоками;
— системы СМИ;
— информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;
— информационные агентства и иные организации, обеспечивающие поиск, сбор, обработку, передачу информации.
Исследование функционирования информационной сферы является одной из задач современной юриспруденции. Вызывает определенный интерес предложенная В. А. Копыловым, весьма удачная, на наш взгляд, модель информационной сферы, которая образуется двумя взаимосвязанными частями, включающими следующие области:
— основную область и область собственно обращения информации — роизводства, распространения исходной и производной информации, а также формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг, что обеспечивает поиск, получение и потребление информации;
— область, обеспечивающую обращение информации – создания, применения информационных технологий и средств их обеспечения, а также создания и применения средств и механизмов информационной безопасности.
1В. А. Копылов отмечает, что разделение информационной сферы на области условно, поскольку они тесно связаны между собой.
2 Следует отметить, что все области информационных отношений взаимосвязаны и взаимообусловлены, более того отношения цикличны и образуют замыкаемый кругооборот движения информации в информационной сфере. Существование и развитие информационной сферы предопределено объективными законами, к которым, по мнению И. Л. Бачило и В. Н. Лопатина, можно отнести шесть видов законов:
1. Закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает в качестве средства организации системы и характеризует степень ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений. В условиях формирования информационного общества и отсутствия гражданского общества регулирование данных процессов лежит, прежде всего, на государстве. Как отмечено в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, «совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности».1
2. Закон информационного опережения, когда решение проблем информационного взаимодействия опережает во времени каждый очередной шаг в других сферах социальной действительности, что, безусловно, должно предоставлять дополнительные возможности для координации реформ; создания благоприятных условий функционирования рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; обеспечения равного права на приобретение в собственность имущества, а также проведения согласованной политики во всех сферах жизнедеятельности общества.
Единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства. На сегодняшний момент реальна обратная ситуация, когда торможение в решении проблем информационного взаимодействия приводит к отставанию развития в рамках правового поля иных сфер социальной действительности. В Окинавской хартии Глобального Информационного Сообщества в 2000 году прозвучал призыв ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний, а также вывод о том, что солидная основа политики и действий в сфере информационных технологий может изменить методы международного взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире.
3. Законы информационного воздействия (аддитивности) касаются организации и деятельности сложных систем, которые были открыты еще в начале XX века А. А. Богдановым.2 Суть данных за конов заключается в том, что суммарный потенциал системы определяется характером взаимодействия ее подсистем. Так, если подсистемы индифферентны друг другу, то суммарный потенциал системы эквивалентен потенциалу одной из подсистем. Если же подсистемы находятся в состоянии войны, то потенциал системы меньше потенциала самой слабой из подсистем. В случае если взаимодействие всех подсистем носит целенаправленный характер, то потенциал системы много больше суммы потенциалов всех подсистем — закон сверхаддитивности (сверхдобавления), когда целое больше суммы его частей.
4. Закон неполного использования информации, существующий в области производства информации, в том числе при принятии решений в управленческой деятельности, что определяется парадоксом избыточности информации и неспособности субъектов к ее полному усвоению. В действующем законодательстве в этой области выделяют «производство», «создание», «преобразование» информации.
Правовое регулирование присутствует в виде регулятивных норм, способствующих созданию организационных и экономических предпосылок развития и совершенствования информационного производства, гарантий свободы творчества, образования, охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и т. д.
5. Закон искажения информации по мере ее движения, существует в области распространения информации, что связано с различной способностью и готовностью субъектов к ее восприятию. В данном случае законодательно определено только «распространение» информации, которое может быть непосредственным и опосредованным.
При непосредственном распространении создатель информационного продукта воздействует на потребителя непосредственно (передача идей на лекциях, конференциях, семинарах, митингах, театрализованных представлениях, а также при непосредственном общении). Правовое регулирование в данном контексте предусматривает установление запретов на распространение конфиденциальной ин_
формации, недостоверных сведений, клеветы и ответственности за это, а также правовой охраны и защиты авторских и смежных прав.
При опосредованном распространении между создателем информации и потребителем стоит посредник — средство фиксации и пере_
дачи информации. Зачастую подобные правоотношения носят массовый характер, что предопределяет достаточно высокую степень правового регулирования массового информационного обмена.
6. Закон принудительного отчуждения и обобществления информации, существующий в области информационного потребления, связан как с нежеланием субъектов добровольно отдавать информацию, так и необходимостью обобществления информации в интересах реализации информационных прав граждан, построения высокоразвитого информационного общества, сохранения и развития информационного пространства. В действующем законодательстве в
этой области выделяют ряд понятий, таких как «поиск», «сбор», «получение», «накопление», «хранение», «потребление». Правовое регулирование предусматривает охрану и защиту прав на доступ к информации, прав на неприкосновенность частной жизни, на тайну и на объекты интеллектуальной собственности, прав на информационные системы и т. д.1Таким образом, информационная сфера представляет собой некое абстрактно существующее, ограниченное восприятием субъектов, социально-правовое явление, развитие и функционирование которого подчинено указанным выше законам, существование которой опосредовано циркулированием информации, ее взаимодействием с субъектами, а следовательно, и возникновением, изменением и прекращением информационных отношений. Тем самым информационная сфера является не чем иным, как пространственной характеристикой информационных отношений, возникающих в ней во всем своем многообразии.
Следует отметить, что информационная сфера отражает все те колебания, которые порождаются информационными отношениями, а также те конфликты, с которыми сталкиваются их участники, и способы их преодоления. Информационная сфера претерпевает постоянные изменения как извне — со стороны законодательства, старающегося придать ей законные рамки, так и изнутри — благодаря взаимоотношениям сторон информационных отношений.