Социально-психологические методы управления. С помощью этих методов осуществляется направленное воздействие на поведение работников, формирование благоприятного социально-психологи-ческого климата в

С помощью этих методов осуществляется направленное воздействие на поведение работников, формирование благоприятного социально-психологи-ческого климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, повышение трудовой активности и раскрытие индивидуальных способностей каждого работника, их самоорганизация.

Мотивы поведения работников, результаты их труда зависят от целого ряда социально-психологических факторов, детально исследуемых авторами мотивационных теорий.

Социально-психологические методы – это совокупность способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Эти методы направлены на формирование и поддержание в коллективе такого социально-психологического климата, при котором работник, с одной стороны, делает все необходимое для достижения целей организации и, с другой, – имеет возможности для саморазвития, самореализации. Психологический климат объединяет в себе две составные части – видимый объективный аспект и субъективно переживаемое внутреннее состояние работника.

Среди социально-психологических методов выделяются две группы этих методов: социальные и психологические.

1. Социальные методы – это приемы и способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации его деятельности, придания ей творческого и заинтересованного характера. Они включают:

· методы социального исследования (анкетирование, интервьюирование, наблюдения, социометрические исследования) – это методы изучения социальных интересов персонала. Их результатом является выявление потребностей работников в социальных благах (жилье, укрепление здоровья, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации и переподготовка персонала). На основе такого изучения разрабатывается программа удовлетворения этих потребностей;

· методы социального нормирования – социальная адаптация через правила корпоративного поведения, кодексы производственного этикета и т. д. Использование этих методов позволяет установить в коллективе прогрессивные социальные, моральные и этические нормы;

· метод социального планирования – это метод планового решения социальных проблем коллектива по развитию персонала, повышению квалификации работников, улучшению условий их труда, быта, духовного и физического развития, охраны здоровья, жилищных и коммунально-бытовых условий, выявленных в процессе социальных исследований;

· метод социального регулирования – это процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей. Их выполнение способствует единению персонала, сближению его интересов и интересов руководства фирмы, развитию корпоративного духа;

· методы морального стимулирования (благодарности, грамоты и т. д.), направлены на повышение самооценки сотрудника.

2. Психологические методы управления. В рамках психологических методов можно выделить методы непосредственного и косвенного влияния. Применение психологических методов непосредственного влияния определяется личностными характеристиками субъекта и объекта управления и предполагает воздействие на саму личность, ее мировоззрение, ценности, принципы, верования, восприятие и поведение. Данная группа методов опирается исключительно на передачу информации и направлена на регулирование взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата в коллективе. К ним относятся:

· методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечить оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость;

· методы профессионального отбора и обучения. Сущность этих методов сводится к отбору людей, обладающих такими психологическими характерами, которые в наибольшей степени соответствуют выполняемой работе;

· методы гуманизации труда (снижение монотонности труда, разделение труда с учетом индивидуальных особенностей, творческое стимулирование). В основу этих методов положен учет влияния на человека факторов производственной среды: окраска стен, музыка, монотонность труда и т. д. Гуманным считается труд, который с учетом психологических особенностей равномерно распределен по нагрузке и приносит удовлетворение;

· методы психологического побуждения (убеждение, внушение, подражание) – основаны на формировании мотивов труда и создании на предприятии условий, способствующих мотивации работников;

· методы управления конфликтами.

Реализация социально-психологических методов весьма сложна. Для их правильного применения менеджер предприятия должен обладать знаниями психологии, социологии, иметь профессиональный опыт и навыки общения с людьми, руководства ими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: