Особенности изготовления лекарственных препаратов, содержащих ядовитые, наркотические, психотропные вещества. Организация предметно-количественного учёта в аптеках

Для взвешивания и приготовления лекарственных средств, содержащих ядовитые и наркотические вещества, необходимо пользоваться отдельными ручными весами, разновесами, ступками, цилиндрами, воронками и др. Эти предметы должны храниться в шкафу А. Желательно, чтобы на посуде, используемой для изготовления таких лекарственных средств, была маркировка «Для атропина», «Для ртути дихлорида» и т. д. Посуду, используемую для приготовления лекарственных средств, содержащих ядовитые и наркотические вещества, моют и обрабатывают отдельно от другой посуды под наблюдением фармацевта. Ступки с порошковой или мазевой массой до развески, а также воронки при фильтрации растворов накрывают стеклянной или пластмассовой крышей.

Перед началом изготовления лекарственных средств фармацевт обязан внимательно прочесть рецепт, проверить совместимость прописанных ингредиентов и правильность указанных доз. Особое внимание необходимо соблюдать при изготовлении лекарственных средств, содержащих ядовитые, наркотические и сильнодействующие вещества. Ядовитые и наркотические вещества, входящие в состав лекарственного средства, должны отвешиваться провизором-технологом у места их хранения в присутствии фармацевта, после чего штанглас немедленно ставится в шкаф А., на оборотной стороне рецепта провизор-технолог расписывается о выдаче, а фармацевт – о получении необходимого количества ядовитого или наркотического вещества с указанием его наименования и количества. После получения ядовитого вещества фармацевт обязан сразу использовать его для изготовления лекарственного средства. Приготовленное лекарственное средство тотчас передается провизору-технологу (провизору-аналитику) для контроля, после чего хранится в специальном шкафу. Если в аптеке работает один фармацевт, то он после отвешивания ядовитого и наркотического вещества самостоятельно указывает на обороте рецепта название и прописью количество взятого вещества и ставит свою подпись.

Организация предметно-количественного учета (ПКУ) пр. № 785 (перечень ЛС)

Все рецепты, содержащие вещества, находящиеся на ПКУ подлежат ежедневной выборке. В конце дня провизор-технолог, зав. рецептурно-производственным отделом или другой ответственный отбирают все рецепты, раскладывают по наименованию ЛС и на каждое наименование оформляется дневной выборочный лист: - указание наименования; - дата; - количество в гр. израсходованного ЛС; - подпись провизора.

На основании отобранных рецептов и требований ЛПУ зав. рецептно-производственным отделом оформляет специальный журнал «Журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических, психотропных и др. веществ, находящихся на ПКУ. (Законодательство, регламентирующее учет – Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» - пр. МЗ РФ № 330 от ноября 1997 г.; пр. МЗ РФ № 205 от мая 2005 г.; пр. МЗ РТ № 1598 от октября 2003 г.). В этом журнале каждому наименованию ЛВ отводится отдельная страница. Записывается помесячно: - приход в течение месяца ЛВ; - откуда получено, на основании какого документа; - количество и серия ЛВ; - дата и подпись лица, ответственного за получение ЛВ.

По учетам на основании дневных выборочных листов записывается расход ЛС: - с разделением – реализация и отпуск; - всего расход за месяц; - книжный остаток, фактический остаток; - подпись материально ответственного лица и дата.

В конце месяца конечный фактический остаток переносится, становится начальным. Расход с указанием серии. Отпуск – ангро – в ЛПУ в посуду покупателя.

Остаток конечный книжный = ост. конечн. мес. + приход – расход

Остаток конечный фактический = взвешивание штангласа – m самого штангласа = m ЛВ

Журнал – документ особого учета, его страницы пронумерованы, листы прошнурованы, на последней странице скрепляется сургучной печатью и указывается количество страниц, подписывается руководителем вышестоящей организации и ставится печать.

Организация внутриаптечного контроля качества лекарственных препаратов в аптеке. Организация рабочего места провизора-аналитика, с его задачи. Обязательные виды внутриаптечного контроля качества.

Отдельные требования предъявляются к производственным помещениям, в частности ассистентской, и особенно асептической и др. Для рациональной организации производственных процессов ассистентская должна быть связана с рецептурой и контрольно-аналитическим кабинетом. Поблизости от входных дверей в ассистентскую должны быть расположены раковины с холодной и горячей водой, а к рабочим местам должны быть проведены трубопроводы с дистиллированной водой или дистиллированной водой для инъекций. В этих помещениях наряду с общей вентиляцией устанавливаются бытовые электровоздухоочистители или кондиционеры для отчистки воздуха.

Для обеспечения правильного хранения, изготовления, контроля качества и отпуска лекарственных средств утверждены примерные нормы технического и хозяйственного оснащения хозрасчетных аптек. Нормы предусматривают оснащение помещений аптек мебелью для хранения медикаментов, перевязочных материалов и других изделий медицинского назначения, средствами малой механизации, технологическим оборудованием, электробытовыми приборами, а также производственным и хозяйственным инвентарем.

К технологическому оборудованию и средствам механизации, применяемым в аптеках в процессе производственной деятельности, относятся: аппараты для получения и хранения дистиллированной воды и воды для инъекций, технические средства для санитарной обработки посуды, медицинские стерилизационные аппараты, электрические смесительные устройства, весоизмерительные приборы, установка для изготовления мазей, укупорочные устройства, различного рода дозаторы для порошковых и жидких лекарственных средств, аппараты для фильтрования растворов и др. Для обеспечения контроля качества лекарственных средств аптеки оснащаются рефрактометрами, фотоэлектрокалориметрами, потенциометрами, рН-метрами, микроскопами и другими приборами.

Один раз в квартал осуществляется контроль за соблюдением правил хранения ЛС, есть еще обязательные виды внутриаптечного контроля качества:

- письменный контроль;

- опросный контроль;

- органолептический контроль;

- физический контроль;

- химический контроль;

- контроль при отпуске.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: