Самоопределение человека в древности

Лев Гумилев писал, что невозможно выводить общественную жизнь людей из их биологической природы. «В отличие от большинства млекопитающих Homo sapiens нельзя назвать ни стадным, ни индивидуальным животным. Человек существует в коллективе… Спонтанное развитие общественных форм по спирали, через общественно-экономические формации присуще только человеку, находящемуся в коллективе, и никак не связано с его биологической структурой». [27. 39]

«Тезис: человек – млекопитающее животное; человек – один из видов отряда приматов (гоминид); закономерности развития человечества не отличаются принципиально от закономерностей развития любого другого вида – в середине XIX в. был лозунгом того материализма, который мы теперь называем механическим или вульгарным.

Не то, чтобы этот тезис был полностью неверным. Человек, действительно, несет в себе зоологическую природу, и многое в его жизни и поведении объясняется натуральными инстинктами и физиологическими потребностями, не меняющимися за все время существования вида Homo sapiens. Но нельзя переносить биологические законы в сферу социальной жизни непосредственно… Важно избежать ошибки Геккеля, Герберта Спенсера и др., отождествлявших процессы и законы биологической и социальной эволюции, так как последние являются эпифеноменами по отношению к первыми и протекают по собственным законам, зависящим от специфических особенностей, приобретенных самим человеком. Таким образом, хотя понимание биологической эволюции и необходимо для правильного направления человеческой деятельности, оно само по себе не дает нам разрешения социальных проблем». [27. 56-57] Продолжая его мысль можно отметить, что из биологической природы человека невозможно выводить его культурные достижения, природу его духовных верований или этических взглядов.

За десятки тысяч лет до современных ученых у первобытных людей появилось представление о том, что человек является родным братом животных и произошёл от них. Из данных антропологии о самосознании древних людей, полученных учеными на основе изучения племен, живших или живущих по уровню своего развития в первобытном обществе, известно, что с самых древних времен у людей существовало два религиозных верования: анимизм и тотемизм, которые отражали их собственное самосознание и самоощущение.

С анимизмом связано наделение всей природы, как живой так и не живой духовной сущностью. Древние люди видели сны, впадали в транс, болели, умирали и во всем этом видели действие каких-то не материальных сил, поэтому у них и возникло представление о душе, являющейся движущей силой всех явлений и поступков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: