Тотемизм и духовность в Древнем Египте

В Египте тотемизм достиг вершины своего развития и исчерпал возможности этических представлений человека, вытекавших из веры в кровную связь с животными предками. Все боги этой страны носили облик животных, которым поклонялись люди. Однако мы находим интересное свидетельство «отца истории» Геродота: «Египтяне первыми ввели обычай не общаться с женщинами в храмах и не вступать в святилища, не совершив омовения после сношения с женщиной. Ведь кроме египтян и эллинов, все другие народы общаются с женщинами в храме и после сношения неомытыми вступают в святилище, так как полагают, что люди не что иное, как животные ». [30. 118] Обычай ритуальной чистоты для священнослужителей, а затем и верующих из Египта и Греции распространился в большинство религий мира. Но главным в этом обычае является указание Геродата на то, что «все другие народы полагают, что люди не что иное, как животные». Египтяне, несмотря на культы животных, уже не хотели походить на них своим поведением. Они духовно возвысились над животными, но религиозные догматы не давали оторваться от почитания их.

Факт признания людьми превосходства над собою животных принижал их в собственном сознании. Главным священным животным в Египте был сокол, которого звали Хор или Гор, символизировавший солнце и божественное происхождение царской власти. В Египте можно наблюдать постепенный переход от обожествления животных к обожествлению человека. Естественно, что на роль почитаемого существа, возвышающегося над всеми людьми и равного богам в зверином обличье, становится царь Египта. Египтяне считали фараона воплощением бога Хора, и это имя было первым из пяти его ритуальных имен. Греки отождествили Хора с Аполлоном. Образ царя и хищной птицы в сознании подданного сливались в едином символе силы и могущества, призванного устрашить и повелевать. «Будучи соколом или богом, царь обладал самыми широкими привилегиями и всей полнотой власти; он распоряжался жизнями своих подданных и всей землей. Со свитой, состоявшей из животных, укрощенных его чарами, с уреем (изображением кобры) на голове, с соколом или коршуном, прикрывавшим его затылок своими крыльями, сопровождаемый львом, фараон представал грозным и внушающим ужас... Царь архаического Египта выступал в качестве воплощения сокола, так же как глава племени - воплощением тотема… Так же как дикарь трепещет, глядя на свой тотем, египтяне содрогались видя владыку. Представ перед царем подданный закрывал лицо руками, падал ниц и не решался говорить пока не получал на то разрешения. Личное имя царя-бога произносить запрещалось. Его называли – «Его величество» или именовали «Наш господин». Произнесшего всуе имя царя ожидала страшная кара, которой невозможно было избежать». [28. 97, 102, 103]

Несмотря на то, что египетская религия до своего заката так и не смогла отказаться от поклонения животным в ее недрах зародились верования, которые свидетельствуют о рождении понимания духовности не только животных, но и людей.

Исследователь культуры Древнего Египта Э.А. Уоллис Бадж писал: «Со временем менялись формы верований и характеристики богов, но стержневое учение Книги Мертвых в целом, т.е. вера в бессмертие всегда оставалось неизменным». [31. 312] Он перечисляет основные положения древнеегипетской религии, к которым относит: 1) веру в бессмертие души; 2) веру в воскрешение духовного тела; 3) веру в неизбежность Суда, который решит будет ли душа умершего жить или будет уничтожена. В Книге Мертвых кроме понятия души, воскрешения, высшего суда вводятся понятия зла, греха. К ним относятся: зло, грабеж, жестокость, воровство, убийство, обман, дурные слова, гневливость, прелюбодеяние, гомосексуализм, оскорбление, насилие, богохульство и святотатство, болтливость, оскорбление властей, дерзость и др., которые полностью или частично вошли в закон Моисея. В своем исследовании о Книге Мертвых У. Бадж упоминает понятие «саху», имевшемся в египетской религии и обозначавшее «духовное тело», в которое «облачались все духовные, интеллектуальные и ментальные составляющие и свойства человека после смерти материального тела». [31. 748] Таким образом древние египтяне внутри религии, носившей ярко выраженные черты тотемизма и сохранившую теснейшую связь с животным миром, начали развивать утонченные представления о духовности и обосновывать веру в необходимость нравственных достоинств человека.

Вместе с тем неразрывная связь с животным миром в сознании людей приводила к появлению культовой практики и нравственных норм, которые нам людям христианской культуры кажутся противоестественными. Упомянутый французский египтолог А. Морэ сообщает о связи египтян со своим тотемом следующее: «Тотем защищал своих потомков. Кровная связь, существовавшая между ним и племенем считалась действительной, а не фиктивной. Периодически женщина из клана совокуплялась с тотемом. Геродот сообщает, что в Мендесе в его время священный козел сошелся с женщиной; Страбон и Диодор, описывают аналогичные случаи, имевшие место в Мемфисе и в Фивах». [28. 94] Такие ритуальные совокупления переносились и на повседневную жизнь, в которой секс с животными рассматривался как совершенно нормальное явление. Подобные факты упоминались греками как особенности египетских религиозных культов и совсем не влияли на их почтительное отношение к египетским жрецам, которые передавали свои знания греческим философам, вошедшим в историю, как выдающиеся мыслители.

Великие открытия в сфере духовности были сделаны египетскими жрецами в рамках языческой религии, которая тысячелетними догматами сдерживала развитие этических и духовных представлений. Древнейшая попытка создания этического кодекса человека обнаружена учеными в египетской «Книге мертвых». Своими корнями она уходит во времена VI династии египетских фараонов (3000 лет до н.э.), а более или менее полное оформление книги датируется временем XVIII династии (XVI-XIVвека до н.э.) Высочайшие духовно-этические верования, вытекавшие из текстов этой книге фантастическим образом сливались с ужасающими образами животных. В этой связи заслуживает внимание загробный суд Осириса, который совершается над душой умершего человека для принятия решения о его посмертной участи. Человеческое сердце клали на весы со страусовым пером символом богини Маат. Эта сцена проникнута глубочайшим символизмом. Во-первых, сама Маат - богины истины, порядка и справедливости. Она изображается женщиной, но во время суда умершего человека судят животные, хотя и символизирующие богов. Если сердце, пораженное грехом, перевешивало перо богини Маат, то попадало в пасть чудовища, где исчезала навсегда, лишая его посмертного существования.

Как видим, древние египтяне подошли к пониманию добра и зла, к пониманию греха и духовной сущности человека. Это понимание настолько глубокое, что вызывает не только удивление и восхищение, но и вопрос, как оно вообще могло достигнуть такого уровня? В учении фараона Мерикаре есть и заповеди заботы о ближних: «Успокой плачущих, не мучай вдов, не притесняй людей, принадлежащих твоему отцу, остерегайся несправедливо наказывать…»

Не стоит думать, что нравственность в Древнем Египте стояла на высоком уровне. «Напротив, их поведение было веселым до фривольности, и многие суеверия являлись легко преодолимым барьером для их легкомыслия. Самая популярная песня на праздничных обедах (2000 год до н.э.) призывала каждый день использовать для удовольствия и радостной жизни, «пока не придет день отправиться к земле, откуда нет возврата». Пьянство было настолько популярно, что нередко служило сюжетом для погребальных изображений. Несмотря на наличие очень строгих нравственных предписаний, до наших дней дошло множество свидетельств о преступлениях, особенно со стороны злых и жестоких чиновников. Среди других народов египтяне имели довольно скверную репутацию людей, придерживающихся нестрогой морали.

Одной из причин этого можно считать формализм религии. «Привязанная узами традиционализма к несовершенным верованиям жестоких предков, религия не могла обеспечить успешного духовного развития и поэтому не сумела придать столь же серьезного значения этической стороне, как некоторые другие языческие верования». [32]

Египтяне до самого угасания своей цивилизации не смогли вырваться за рамки тотемистических представлений. Они сохранили не только символическое поклонение богам в образе животных, но почитание их самих. Лев, сокол и ядовитая змея господствуют в египетском пантеоне, но особенно почитался бык черного цвета с белыми отметинами, напоминающими крылья орла, на голове и спине и другими признаками. Он содержался в большой роскоши. Жрецы делали предсказания по дорожке, которую он выбирал, по пище, которую ел или отвергал. Его рассматривали как телесное воплощение бога Пта, позднее стали считать воплощением Осириса-Сокола.

В одном из городов Египта такими же почестями пользовался священный баран. Дошел до наших дней рассказ древнегреческого историка и географа Страбона о ритуале почитания в египетском городе Арсиное крокодила Себека, которого кормили приходящими на молитву паломниками. Греки утверждали, что священные животные ибис, сокол и кошка повсеместно в Египте считались настолько священными, что даже их непреднамеренное убийство каралось смертью от рук разъяренной толпы местных жителей.

Бог в образе зверя не мог способствовать духовному росту людей. Не случайно, что после завоевания Египта Римом древняя религия этого государства стремительно угасает, а христианство на его территории утверждается уже в III веке н.э.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: