Апостол Павел был первым из последователей Иисуса Христа, который блестяще сформулировал нравственную сущность его учения и показал, что оно рождает принципиально нового человека. В послании к Колоссянам он пишет: «Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение…
А теперь вы отложите все: гнев, ярость злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
Не говорите лжи друг другу, совлекшись (уподобившись) ветхого человека с делами его
И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
Где нет ни Еллина, ни Иудея,…варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.
Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил так и вы.
Более того облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». [47. 5-14]
Эта тема продолжается и в послании к Ефесянам:
|
|
«Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
Они, дошедши до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
Но вы не так познали Христа,
Потому что слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе,
Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
А обновиться духом ума вашего
И облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины.
Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». [51]
Павел делит историю человечества на две эпохи - время господства «ветхого человека» и предстоящий переход к «новому человеку». По мысли Павла для нового человека не существует этнических перегородок: «Где нет ни Еллина, ни Иудея,…варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Павел выносит приговор господству кровнородственных связей между людьми. Говоря: «…Мы члены друг другу», подчеркивает их общность как единого организма и провозглашает духовное братство между последователями Христа. Указывая на равенство между иудеем, эллином, скифом, рабом и свободным он хоронит идею избранности иудеев. А далее перечисляет принципы, которые ложатся в основу новой нравственности: «Милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. Более того облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства».
|
|
Он предписывает: «Говорите истину, так как истина во Иисусе, будьте друг ко другу добры, сострадательны, снисходя и прощая, не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное»
Апостол Павел подводит итог учению Иисуса Христа о духовном человеке, конкретизирует его черты, делая их понятными для последователей.