Рождение христианина – человека духовного

Бенедикт Нурсийский не был забыт. Его нравственный пример послужил основой движения уже сложившегося монашества через четыреста лет после смерти, которое получило название «Клюнийского движения». Оно было рождено желанием значительной части монахов и священников порвать с извращением христианства и было направлено на реформу монашеской жизни в Западной церкви в X—XI веке. Центром движения было Клюнийское аббатство во Франции. Главной причиной его был протест против падения нравственности монашества и духовенства, против вмешательства светских властей в церковную жизнь. Главное требование Клюнийского движения к жизни монахов — строгое соблюдение устава Бенедикта Нурсийского. Лидеры Клюнийского движения осуждали симонию (продажу должностей), требовали строгого соблюдения целибата духовенством, на практике добивались освобождения монастырей от власти светских сеньоров и епископов. Клюнийская реформа способствовала созданию в монастырях библиотек и скрипториев (мастерских по переписке книг) и повышению интеллектуального уровня монахов.

В ходе Клюнийского движения сложилась клюнийская конгрегация монастырей. Она была строго централизованной и возглавлялась аббатом Клюни, который напрямую подчинялся папе и не зависел от местных церковных властей. Монастыри, принявшие реформу, выводились из-под власти местного епископата и подчинялись Клюнийскому аббатству. Аббат Клюни считался аббатом всех монастырей конгрегации, а для управления повседневными делами аббат Клюни сам назначал настоятелей в монастыри, получавших при этом звание приора. Если в начале XI века насчитывалось около тридцати клюнийских монастырей, то в первой половине XII в. — уже более тысячи. Результатом реформы стало образование могущественной конгрегации из сотен монастырей на территории Западной Европы под главенством Клюни. Необходимо отметить, что сторонники реформы поддерживали римского папу и опирались на его авторитет, а в целом движение способствовало укреплению папской власти и католической церкви.

Идеи Христа о «новом человеке» подвергались в средневековой Европе искажению со стороны светской и церковной власти, но они не умерли, а в форме монашеского движения продолжали развиваться, вызывая уважение той и другой власти как недосягаемый идеал. Именно из монашеской среды выходили выдающиеся по своей нравственной высоте и чистоте личности, которые как маяки указывали народам путь нравственного совершенствования. Их было не много, но они были нравственными авторитетами, их знали и к ним прислушивались. Именно они были первыми европейскими гуманистами и учеными, которые выполняли завещанную основателем христианства миссию любви к ближним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: