double arrow

Билет 11 Вопрос 1. Современные международные научные программы, исследующие глобальные изменения природной среды. Международные геоэкологические конвенции

Программа «Человек и биосфера» — продолжение Международной биологической программы ЮНЕСКО. Программа представляет план работ для междисциплинарных исследований, призванных улучшить взаимодействие человека с его природным окружением. Основными целями программы является определение экологических, социальных и экономических последствий от потери биоразнообразия, а также сокращение таких потерь. Для своей работы программа использует Всемирную сеть биосферных резерватов. Программа была создана в 1971 году, а уже в 1974 году (по базе данных программы в 1976 году) в США был создан первый биосферный заповедник. В 1983 году прошёл первый международный конгресс по биосферным заповедникам, который определил план действий по исследованиям и мониторингу, а также взаимодействию с местными сообществами. Севильская стратегия, выработанная на конференции ЮНЕСКО в Севилье (Испания) в 1995 году и подчёркивающая важность создания и управления биосферными заповедниками, нашла своё отражение в Мадридском плане действий, утверждённом на конференции в Мадриде в 2008 году. Сохранение ценностей экосистем является основной задачей программы. В данном контексте человек является агрессивным элементом системы. По инициативе МКС еще в начале 1970-х годов был проведён ряд исследований, определяющих степень воздействия человека на природные системы, изучающих проблемы использования пестицидов, урбанизации и т.д., в общей сложности 13 исследовательских программ. Генеральная конференция ЮНЕСКО предполагает следующий подход программы «Человек и биосфера» к своей деятельности:

· Максимальное сокращение потерь биоразнообразия за счёт использования соответствующих научных знаний при принятии решений;

· Повышение уровня сохранности окружающей среды за счёт создания международной сети биосферных заповедников или резерватов;

· Увеличение взаимодействия между культурным и биологическим разнообразием.

В целях сокращения потерь биоразнообразия сделан акцент на широкий спектр междисциплинарных наук, включая экологическую, социальную и экономическую оценку потерь и способов их уменьшения. Основой такого подхода является создание сети научных центров для интегрированного управления экосистемами. Особое внимание программа уделяет пропаганде и разработке множественного подхода к устойчивому развитию в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах. Повышение уровня сохранности окружающей среды достигается путём построения взаимосвязи между сохранением биоразнообразия и социально-экономическим развитием в контексте биосферных заповедников. Международная сеть биосферных заповедников совместно с региональными комитетами в этом случае является своеобразным двигателем для обмена знаниями и опытом, для образовательных и исследовательских программ и мониторинга, для принятия совместных решений. В рамках этого подхода происходит создание международных биосферных заповедников, усиление научной базы (в частности программа комплексного мониторинга биосферного заповедника), поддержка региональных и тематических сетей в рамках программы. В рамках увеличения взаимодействия между культурным и биологическим разнообразием особое внимание уделяется культурным ландшафтам и историческим объектам, в частности объектам всемирного наследия.

Всемирное наследие — природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости. По состоянию на 6 июля 2012 года в Списке всемирного наследия — 962 объекта (после изменений, внесённых на 36-й сессии Комитета всемирного наследия, проходившей в Санкт-Петербурге с 24 июня по 6 июля). Из объектов, входящих в список, 745 являются культурными, 188 — природными и 29 — смешанными. В 1972 ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 г.). СССР ратифицировал Конвенцию 9 марта 1988 года. К апрелю 2010 года ратифицировали конвенцию 187 стран-участниц, в их числе Россия. Почти ежегодно Комитет всемирного наследия проводит сессии, на которых присуждается «статус объекта Всемирного наследия». «Статус объекта Всемирного наследия» даёт следующие преимущества (для объектов природного наследия):

· является дополнительной гарантией сохранности и целостности уникальных природных комплексов,

· повышает престиж территорий и управляющих ими учреждений,

· способствует популяризации включённых в Список объектов и развитию альтернативных видов природопользования (в первую очередь, экологического туризма),

· обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов всемирного культурного и природного наследия, в первую очередь, из Фонда всемирного наследия,

· способствует организации мониторинга и контроля за состоянием сохранности природных объектов.

Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению. В рамках списка существует подсписок объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения. В него на временной основе включаются объекты, подвергающиеся различным опасностям, которые вызваны естественными причинами или вмешательством человека: вооружёнными конфликтами и войнами, землетрясениями и иными природными катастрофами, загрязнением, браконьерством и беспорядочным строительством. Внесение объектов в особый список говорит о необходимости особого внимания к ним и принятия неотложных мер по их сохранению.

В списке Всемирного наследия ЮНЕ́СКО в Российской Федерации значится 25 наименований (на 2012 год), из природных 11:

· Девственные леса Коми

· Озеро Байкал

· Вулканы Камчатки

· Центральный Сихотэ-Алинь

· Золотые Алтайские горы

· Убсунурская котловина

· Западный Кавказ

· Куршская коса

· Остров Врангеля

· Плато Путорана

· Ленские столбы

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занимается изуче­нием проблемы загрязнения атмосферного воздуха, разрабатывая единые показатели загрязнения воздуха; проводит анализ законодательства от­дельных стран по этому вопросу и др.
Международная морская организация (ИМО) занимается вопроса­ми охраны морской среды, разрабатывает конвенции по охране морской среды и созывает международные конференции по охране Мирового океана.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) разрабатывает технические проекты охраны земель, лесов, вод, животного и растительного мира и предлагает их государствам-членам для руководства, а также разрабатывает проекты конвенций по охране указанных объектов.
Важные технико-юридические нормы и правила охраны окружающей среды от авиационного шума регулярно одобряются Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Стандарты и Рекомен­дуемая практика по авиационному шуму были впервые приняты Сове­том ИКАО 2 апреля 1971 г. в соответствии со ст. 37 Конвенции о меж­дународной гражданской авиации 1944 г. и оформлены в виде Прило­жения 16 к Конвенции "Охрана окружающей среды". В дальнейшем эти Стандарты и Рекомендуемая практика дополнялись и совершенствова­лись. В них содержатся методы расчета шума и критерии использования эксплуатационных методов снижения шума. По рекомендации ИКАО государства-члены одобрили правила сертификации авиационного шума.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) с 1958 г. осуществляет программу "Ядерная безопасность и защита окружающей среды", цель ее - обеспечение безопасности использования ядерной энергии и защита человека и окружающей среды от ядерной радиации, радиоактивных и других выбросов с ядерных установок.
Природоохранительная деятельность государств в рамках ООН и на национальной основе привела к необходимости создания в ООН специ­ального механизма по координации сотрудничества государств в облас­ти охраны окружающей среды. Таким механизмом стала Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), созданная в 1972 г. Во главе ЮНЕП стоит Совет управляющих из представителей 58 стран. Основные функции Совета: а) содействие международному сотруд­ничеству в области окружающей среды и предоставление по мере необ­ходимости рекомендаций относительно проводимой с этой целью поли­тики; б) осуществление общего руководства и координации программ в области окружающей среды, выполняемых организациями ООН; в) под­готовка обзоров состояния окружающей среды и определение путей международного сотрудничества; г) осуществление постоянного наблю­дения за влиянием национальной и международной политики и приро­доохранительных мер для развивающихся стран; д) подготовка обзора мероприятий, предусмотренных Фондом окружающей среды, и др.
Важнейшими направлениями природоохранительной деятельности ЮНЕП являются:

а) охрана отдельных природных объектов (защита морской среды, охрана почв и пресных вод);

б) борьба с различными видами вредного воздействия (борьба с опустыниванием, загрязнением);

в) рациональное использование природных ресурсов;

г) создание миро­вой справочной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды (мониторинг);

д) изучение экономических особенностей развития населенных пунктов;

е) разработка международно-правовой основы природоохранительной деятельности.
При поддержке ЮНЕП разработаны и приняты Конвенция по охране Средиземного моря от загрязнения 1976 г., Кувейтская региональная конвенция по охране морской среды от загрязнения 1978 г., Боннская конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстоя­ния 1979 г. и многие другие.
Всемирный союз охраны природы создан в 1948 г. Штаб-квартира находится в Женеве. Его членами являются государства, правительст­венные учреждения и организации, международные и национальные не­правительственные организации. Союз объединяет 800 членов из 125 государств. Работа его сосредоточена в 6 комиссиях, членами которых являются 6 тыс. экспертов. Союз активно участвовал в разработке меж­дународных норм и правил по сохранению биологического разнообразия и управлению различными компонентами природных ресурсов. Союз оказывает большую помощь государствам в подготовке национальных стратегий по охране окружающей среды и реализации их полевых про­ектов.
Союз активно участвует в международном нормотворческом процес­се. Им подготовлены проекты многих действующих конвенций. Под ру­ководством Союза разработан проект Международной хартии по окру­жающей среде и развитию и комментарии к нему. Союз совместно с ЮНЕП и Всемирным фондом по охране природы разработал и опубли­ковал Всемирную стратегию по охране природы (1980 г.) и Стратегию по поддержке жизненного уровня на должном уровне (1991 г.)Помимо универсальных организаций проблемами охраны окружаю­щей среды вплотную занимаются многие региональные организации об­щей и специальной компетенции.
Европейский союз. Маастрихтский договор о ЕС определяет приро­доохранительные цели организации - содействовать на международном уровне мерам, относящимся к региональным и общемировым пробле­мам охраны окружающей среды. К Маастрихтскому договору приложе­ны три декларации по природоохранительной тематике: директивы о вредных выбросах; о воздействии мероприятий ЕС на охрану окружаю­щей среды; о защите животных.
Совет ЕС 7 мая 1990 г. одобрил постановление "Об учреждении Ев­ропейского агентства по окружающей среде и Европейской сети ин­формации и наблюдения за окружающей средой". Это Агентство снабжает Европейский союз и государства-члены объективной информаци­ей, необходимой для разработки и осуществления действенной и эф­фективной политики в отношении окружающей среды. Оно составляет квалифицированные отчеты о качестве, интенсивности и характере воз­действия на окружающую среду, разрабатывает единообразные оценоч­ные критерии, данные о состоянии среды. Приоритетными в деятельно­сти Агентства являются следующие вопросы: качество воздуха и выбро­сы в атмосферу; качество воды, загрязняющие агенты и водные ресур­сы; состояние почвы, фауны, флоры и биотоков; землепользование и природные ресурсы; регулирование отходов; шумовое загрязнение; хи­мические вещества, наносящие вред окружающей среде; охрана побе­режий.
Комиссия для стран южной части Тихого океана, созданная в 1947 г., содействует улучшению экономических, социальных и культур­ных условий, а также охране окружающей среды посредством взаимных консультаций. Полезную работу по кодификации и прогрессивному развитию меж­дународного экологического права проводят Всемирный фонд охраны дикой живой природы, Международный институт по окружающей среде и развитию, Международный совет по природоохранному праву и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: