Цели - конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности; Цель может выступать критерием принятия решения.
Характеристики эффективности целей:
1. Конкретность целей (фиксация сроков достижения цели)
2. Достижимость цели: наличие достаточных ресурсов для их реализации.
3. Гибкость целей: возможность их корректировки в случаях непредвиденных
4. Взаимосвязанность целей: цели не должны противоречить друг другу.
5. Приемлемость целей: учёт интересов всех сторон, влияющих на работу организации.
Функциональное разделение управленческого труда.
Функциональное разделение труда – расчленение труда в зависимости от характера участия исполнителей в процессе производства, от выполняемых при этом функций.
Процесс управления – совокупность управленческих действий, предпринимаемых при выполнении управленческих функций планирования, организации, мотивации и контроля.
Контроль – это систематический процесс, посредством которого руководители регулируют деятельность организации, обеспечивая достижения ее целей.
|
|
1.Предварительный;
Осуществляется до практического начала работы.
Текущий
Осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего объектом текущего контроля является подчиненные. Для осуществления «текущего» контроля, руководителю необходима обратная связь. Если начальник видит, что подчиненный совершает ошибки, то сообщение им об этом и будет обратной связью.
Заключительный.
В рамках заключительного контроля, итоговые результаты сравниваются с запланированными.
В процедуре контроля выделяется 4 этапа:
1. Установление стандартов
2. Измерение реальных результатов
3. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.
4. Принятие необходимых корректирующих действий.
После сопоставления результатов со стандартами, руководитель должен выбрать одну из 3-х линий поведения:
►Ничего не предпринимать;
►Устранить отклонения;
►Пересмотреть стандарты.
Планирование как функция управления
Планированием называется процесс определения целей организации и способов их достижения.
Необходимость планирования обусловлена следующими причинами:
1. Наличие четко разработанных планов позволяющих более эффективно координировать деятельность работников.
2. Планирование позволяет подготовиться к возможным изменениям во внешней и внутренней среде организации.
3. Цели установленные в ходе планирования играют роль стандартов при осуществлении функции контроля.
При планировании необходимо ответить на следующие вопросы:
|
|
· Какова миссия организации?
· Какими должны быть цели?
· Какие изменения происходят во внешнем окружении, как они отражаются и могут отразиться в будущем на организации?
· Какие стратегии и тактику выбрать для достижения поставленной цели?
Тактический план – это детальное описание способов реализации одной или нескольких задач, стоящих перед организацией.
Политика – это сформулированная руководством организации общее направление действий и принятие решений, которые облегчают реализацию стратегических и тактических планов.
Процедура – это последовательность взаимосвязанных действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации. (Процедура приёма на работу, увольнение и тп)
Правило – это чёткое указание как должен поступить работник в конкретной хорошо структурированной ситуации.