"Нам никто не мешает перевыполнить наши законы".
В.С. Черномырдин.
Проблемные вопросы:
№1***
"Правосудие - это игра в прятки, которую ведет власть со справедливостью" (В. Кротов).
Какие принципы уголовного процесса направлены на то, чтобы данное утверждение не было справедливым по отношению к российскому уголовному судопроизводству?
№2* **
Согласно приказа Генеральной прокуратуры РФ от 5 июля 2002г. № 39 "Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства": "В связи с переходом к работе в новых условиях уголовного судопроизводства... приказываю:... прокурорам... в полной мере использовать предусмотренные статьей 37 УПК РФ полномочия для надзора за законностью деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в первую очередь потерпевших от преступлений" (п.1).
Соответствует ли в полной мере это указание назначению уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ). В чем нравственное содержание данного требования УПК РФ? Правомерно ли законодатель возвел указанное положение в принципы уголовного процесса?
№3***
* Обычно подсудимый считается виновным до тех пор, пока не докажет свою влиятельность. (Лоренс Питер).
* Кто принимает решение, не выслушав другую сторону, поступает несправедливо, хотя бы решение и было справедливо (Сенека)
* Перед судом все равны: все без откупа виноваты (русская поговорка)
* Что ворам с рук сходит, за то воришек бьют (русская поговорка).
* Идея судебного процесса заключается в том, что если двух лжецов заставить разоблачать друг друга, то правда всплывет наружу. (Джорж Бернард Шоу).
Какие принципы уголовного процесса так или иначе затронуты в каждом их приведенных высказываний? Раскройте нравственное содержание этих принципов.
№4***
"Рука, полная силы, может сделать больше, чем целый мешок, набитый правами". (М. Штиркер).
Каким принципам уголовного процесса противопоставлена данная идея?
№5***
Таджикская притча гласит:
"Некий человек, заподозрив в краже своего кошелька соседей, привел их к судье эфенди. Соседи не признавали за собой вины. Тогда эфенди дал каждому из них по палке одинаковой длины и сказал:
- Завтра с этими палками вы придете ко мне, и я установлю, кто из вас виновен: у того, кто украл деньги, палка за ночь удлинится на четверть.
Подозреваемые взяли палки и разошлись по домам. Наступила ночь, и те, чья совесть была чиста, спокойно легли спать. А вор не спал и думал, объятый страхом: "До завтра моя палка увеличится на четверть и я буду изобличен".
Он успокоился, только укоротив ножом свою палку как раз на столько, на сколько к утру она должна была вырасти. К утру палка не выросла, и, когда все вновь собрались у эфенди, тот приказал уличенному вору вернуть деньги владельцу. Но вор возразил:
- Разве этот суд можно назвать судом по шариату, если приговор выносится по палке?
Эфенди ответил:
- Будь признателен мне, что я заставил тебя сознаться, прибегнув к палке, но ни разу не ударил тебя. Что сказал бы ты, если б я, подобно падишаху, заставлял тебя палочными ударами сознаваться в преступлении, которого ты не совершал?"
О необходимости соблюдения какого принципа уголовного процесса свидетельствует данная притча? В чем нравственный смысл запрета применения физического насилия, угроз, унижения чести и достоинства участников уголовного процесса?
№6***
I. "- Говорите правду, одну правду и ничего кроме правды.
- Правда, правда, правда..."
II. " Судья - свидетелю:
- Вы должны говорить только то, что видели собственными глазами, поняли?
- Да, ваша честь!
- Итак, когда Вы родились?
- Затрудняюсь сказать, Ваша честь, я этого не видел."
В чем нравственное значение правового требования о разъяснении участникам уголовного судопроизводства их прав и обязанностей? Какой принцип уголовного процесса гарантирует его надлежащую реализацию? Был ли он соблюден в изложенных ситуациях?
№7***
"Когда человек хочет убить тигра, он называет это спортом, когда тигр хочет убить его самого, человек называет это кровожадностью. Разница между преступлением и правосудием ничуть не больше." (Б. Шоу).
В чем нравственный смысл осуществления правосудия по уголовным делам. Каким нравственным требованиям оно должно отвечать? В чем нравственное значение принципа осуществления правосудия только судом?
№8***
Допрашивая обвиняемого, следователь указал, что тот не обязан давать показания, однако отметил, что, хотя закон и не предусматривает ответственности за дачу им ложных показаний, морального права давать заведомо не соответствующие действительности показания с целью пустить следствие по ложному следу он не имеет, поскольку ложь всегда безнравственна и мораль не может оправдать дачу ложных показаний никем, даже обвиняемым.
Дает ли уголовно-процессуальный закон обвиняемому (подозреваемому) право на ложь? Оправданно ли это с моральной точки зрения? Существует ли у обвиняемого моральное право давать ложные показания? А если они сопряжены с оговором заведомо невиновного лица?
Какие принципы уголовного процесса затронуты в данной ситуации?
№9***
Согласно известной поговорке, "Плохо то решение, которое нельзя изменить."
Какой принцип дает участникам уголовного процесса возможность инициировать изменение процессуального решения, которое их не устраивает?
№10***
"Надо ли отстаивать правду всеми правдами и неправдами?"(В. Коняхин).
Какой принцип уголовного процесса отвечает на этот вопрос? Раскройте его нравственное значение.
№11***
"Судья оценивает доказательства по внутреннему усмотрению" (из ответа студента дневного отделения на гос. экзамене).
Правильно ли студент понимает принцип свободы оценки доказательств? Абсолютна ли свобода судьи в этом?
№12***
"Каждый имеет право в течение 24 часов проклинать своих судей." (Библия).
Какой принцип уголовного процесса гарантирует обвиняемому (подозреваемому) обеспечение этого права не только по отношению к судьям в надлежащей, с точки зрения закона, форме?