Содержание и организация государственного регулирования научной и инновационной деятельности в РБ

гос инновационная политика – составная часть государственной социально-экономической политики, представляющая собой комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности;

инновационная деятельность – деятельность по преобразованию новшества в инновацию

инновационная инфраструктура – совокупность субъектов иннов инфраструктуры, осуществляющих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности;

инновация – введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое орг-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера;

национальная инновационная система – совокупность гос органов, иных гос организаций, регулирующих в пределах своей компетенции отношения в сфере инновационной деятельности, юридических и физических лиц, в том числе ИП, осуществляющих и (или) обеспечивающих инновационную деятельность;

новшество – результат интелл деятельности (новое знание, техническое или иное решение, экспериментальный или опытный образец и др.), обладающий признаками новизны по сравнению с существующими аналогами для определенного сегмента рынка, практической применимости, способный принести положительный экономический или иной полезный эффект при создании на его основе новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, новой услуги, нового организационно-технического решения;

прогнозирование технологического развития – предвидение тенденций развития и будущего состояния техники и технологий в определенной области, выполненное научно обоснованными методами на основе анализа и оценки предыдущих этапов развития техники и технологий и их современного состояния;

Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных соц-эк, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Основными задачами государственной инновационной политики являются:

1. обеспечение эк и соц развития РБ за счет эффек использования интеллектуальных ресурсов общества;

2. обеспечение правового регулирования, стимулирующего иннов развитие национальной экономики;

3. формирование и комплексное развитие национальной иннов системы, обеспечение ее интеграции в мировую инновационную систему с учетом национальных интересов;

4. стимулирование авторов (соавторов) инновации;

5. стимулирование создания и развития юр лиц, осуществляющих инновационную деятельность, а также стимулирование деятельности индивидуальных предпринимателей в инновационной сфере;

6. создание благоприятных условий для доступа субъектов к мат, фин и интеллектуальным ресурсам,;

7. содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры;

8. развитие государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности;

9. организация кадров в сфере инновационной деятельности;

10. развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности;

11. обеспечение государственных интересов (обороны и национальной безопасности).

гос инновационная политика формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

1. свободы научного и технического творчества;

2. защиты интеллектуальной собственности;

3. направленности инновационной деятельности на достижение приоритетов соц-эк развития РБ;

4. обеспечения эффективного взаимодействия компонентов национальной инновационной системы;

5. оптимального сочетания форм и методов ГР с использованием рыночных механизмов развития инновационной деятельности;

6. стимулирования инновационной деятельности;

7. экономической эффективности и результативности государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, субъектов инновационной инфраструктуры;

8. выделения бюджетных средств на конкурсной основе для реализации инновационных проектов.

гос инновационная политика формируется от президента до ОО.

Компонентами национальной инновационной системы являются:

1. республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров РБ, Национальная академия наук Беларуси, органы местного управления и самоуправления областного территориального уровня, регулирующие в пределах своей компетенции отношения в сфере инновационной деятельности;

2. субъекты инновационной деятельности;

3. субъекты инновационной инфраструктуры;

4. учреждения образования, обеспечивающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;

5. иные юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие и (или) обеспечивающие инновационную деятельность.

Формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы осуществляются на основании государственной программы инновационного развития РБ.

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме:

1. принятия (издания) нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности;

2. подготовки и реализации программ инновационного развития;

3. организации прогнозирования технологического развития;

4. осуществления технического нормирования и стандартизации;

5. в иных формах, предусмотренных законодательством.

Президент Республики Беларусь в сфере государственного регулирования инновационной деятельности:

определяет основные направления государственной инновационной политики;

госпрограмма инновационного развития РБ формируется сроком на пять лет и после утверждения Президентом Республики Беларусь является основным документом, обеспечивающим реализацию основных направлений государственной инновационной политики.

Инновационная политика по видам экономической деятельности формируется республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров РБ, на срок до пяти лет и может формироваться в виде программ инновационного развития, которые утверждаются этими органами и организациями. По решению Совета Министров РБ инновационная политика по видам экономической деятельности может формироваться в виде мероприятий, направленных на решение задач государственной инновационной политики.

Региональная инновационная политика формируется местными Советами депутатов областного территориального уровня на срок до пяти лет и может формироваться в виде региональной программы инновационного развития, которая утверждается местными Советами депутатов областного территориального уровня и реализуется соответствующими органами местного управления.

К субъектам инновационной инфраструктуры относятся:

технопарки;

центры трансфера технологий;

венчурные организации;

иные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Источники финансирования инновационной деятельности Финансирование инновационной деятельности может осуществляться за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, внешних государственных займов, кредитов, собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством. Государство осуществляет стимулирование инновационной деятельности путем проведения соответствующей бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, таможенной и иной политики.

Стимулирование инновационной деятельности осуществляется на принципах:

равенства субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры независимо от их формы собственности;

гласности при проведении государственной научно-технической экспертизы инновационных проектов и принятии решения о стимулировании субъектов инновационной деятельности, субъектов инновационной инфраструктуры;

конкурсного отбора инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

целевого и эффективного использования средств республиканского и (или) местных бюджетов, выделенных для осуществления инновационной деятельности.

Стимулирование инновационной деятельности может осуществляться в форме:

1. финансирования инновационных проектов за счет средств респуб и (или) местных бюджетов;

2. резервирования для субъектов малого и среднего предпринимательства,финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, доли фин-ния в общем объеме финансирования этих проектов;

3. предоставления права пользования гос имуществом, права использования объектов интеллектуальной собственности для осуществления инновационной деятельности;

4. передачи субъектам иннов деятельности имущественных прав на результаты интелл деятельности,

5. осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) в сфере инновационной деятельности;

6. предоставления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности иннов инфраструктуры;

7. установления и выплаты вознаграждения автору (соавторам) инновации;

45. Цели, основные направления и приоритеты инновационного развития Республики Беларусь в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы.

46. Инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный климат: понятие, сущность, характеристика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: