Инвестиционная политика РБ и содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности

ГР инвестиционной деятельности обусловлено целями и задачами соц-эк развития страны, необходимостью поддержания макроэкономических пропорций за счет формирования соответствующих инвестиционных потоков и их направления в конкретные сферы экономики.

В системе ГР инвестиционной деятельности отправным началом является гос инвестиционная политика, определяющая цели, направления развития и меры, государственного вмешательства, обеспечивающие повышение инвестиционной активности и эффективности использования инвестиционных ресурсов, формирование в стране благоприятного инвестиционного климата, расширение неинфляционных источников финансирования, создание единых стандартов обоснования и оценки эффективности инвестиций.

Инвест политика является частью гос эк политики и формируется на каждый этап эк развития, исходя из особенностей, состояния и тенденций развития национальной экономики с учетом целевых установок соц-эк развития страны. Кроме того, инвест политика должна строиться с учетом ряда критериев и их пороговых значений, выработанных мировой практикой для оценки состояния развития нац экономики. К основным из них относятся:

• удельный вес продукции обрабатывающих отраслей промышленности в общем объеме экспорта, который не должен быть ниже предельного значения - 40%;

• доля импортных продуктов питания не должна превышать ее предельного значения - 30%, в противном случае появляется зависимость жизнедеятельности страны от импорта продовольствия;

• степень износа ОПФ не должна превышать критического значения - 60%, за пределом которого нарастает неуправляемое разрушение производственного потенциала;

• доля валового накопления в ВВП должна составлять 30-40%;

• в составе валового накопления рациональное соотношение основного и оборотного капитала должно быть в пределах 2/3 к 1/3.

В составе государственной инвестиционной политики выделяют долгосрочную, среднесрочную и текущую перспективу.

Основной целью инвестиционной политики РБ на долгосрочную перспективу являются: повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования всех форм собственности как главной предпосылки стабилизации экономики и перехода к устойчивому развитию; обеспечение ежегодного прироста инвестиций на уровне 3-5%. Долгосрочная инвестиционная стратегия республики разработана с учетом необходимости и возможности закрепления сложившихся в последнее время положительных тенденций роста объемов капитальных вложений (инвестиций в основной капитал) и выхода в ближайшие 10-15 лет из затянувшегося кризиса воспроизводства основных фондов, обусловившего необходимость смены физически и морально устаревших технологий и оборудования.

В среднесрочной перспективе инвестиционная политика РБ тесно связана со структурной перестройкой экономики и направлена на повышение ее эффективности за счет первоочередного развития секторов и отраслей, конкурентоспособных как на внутреннем, так и мировом рынках. Экспортная ориенатция, импортозамещение, наукоёмкие производства, жилищное сторительство, корпоративные ценные бумаги. 37,5 от ВВП, ИИ – 21%

Объемы инвестиций в основной капитал в 2015 г. Должны возрасти к уровню 2010 г. в 1,9-1,97 раза. При этом пересматривается расширение участия государств в прямом инвестировании и льготном кредитовании перспективных проектов.

Главная цель инвестиционной политики республики на ближайшую перспективу - улучшение технологической и воспроизводственной структуры инвестиций в основной капитал, преодоление негативной тенденции сокращения инвестиций в реальный сектор экономики и повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов.

Основные параметры инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, определенные с учетом ситуации в области инвестиций и целевых показателей, отражающих социально-

экономическое развитие республики, нашли отражение в прогнозных и программных документах:

НСУР• Концепции и Программе развития промышленного комплекса РБ на период до 2020 года; • Концепции и Программе; • Нац программе привлечения инвестиций в экономику страны; прогнозы.

Инвестиционная политика РБ в целом направлена, в первую очередь, на создание условий для стимулирования роста внутренних и внешних инвестиций в экономику, в том числе за счет средств населения, кредитов банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг. Направления использования инвестированных ресурсов должны быть связаны с реализацией приоритетных инвестиционных проектов по таким критериям, как валютоокупаемость проекта, прибыльность, социально-экономическая и экологическая значимость.

Претворение в жизнь государственной инвестиционной политики обеспечивает механизм ее реализации, включающий совокупность мер различного характера - правовых, организационных, экономических.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности осуществляется посредством законодательных и нормативно-правовых актов государства по месту инвестирования, а также международными соглашениями, соглашениями между участниками инвестиционной деятельности.

Правовой основой инвестиционной деятельности в Республике Беларусь являются: Конституция РБ, Инвестиционный Кодекс,Указы Президента РБ, «О свободных экономических зонах на территории РБ» (1996 г.); Постановления Совета Министров РБ «О лизинге на территории РБ» (1997 г.), и другие. Законодательные и нормативно-правовые акты обосновывают возможности, права и ответственность всех участников инвестиционной деятельности.

В системе ГР инвестиционной деятельности особое место занимает прогнозирование и планирование инвестиций. Инвестиционное прогнозирование осуществляется на долго-, средне- и краткосрочный периоды на уровне страны в целом, на уровне отдельных регионов и отраслей, сфер, комплексов, предприятий, фирм и т.д. Основными этапами прогнозирования являются:

• изучение потребностей в инвестициях;

• определение возможных объемов инвестиционных потоков по всем источникам финансирования;

• рациональное распределение инвестиций по направлениям их использования с первоочередным выделением в приоритетные направления;

• оценка эффективности использования инвестиций.

При прогнозировании потребностей в инвестициях применяются как формализованные методы (экстраполяция, корреляционно-регрессионные модели, межотраслевой баланс и др.), так и методы экспертных оценок (анкетирование, метод «Дельфи», метод генерации идей и т.д.). Выбор метода прогнозирования потребностей в инвестициях предопределяется наличием информационной базы, состоянием экономики и целями экономической политики государства.

В соответствии с Нац программой привлечения инвестиций в экономику РБ ежегодная потребность страны в инвестициях оценивается в 15 млрд. долларов, а для обеспечения расширенного воспроизводства и оживления экономики - не менее 50 млрд. долларов США.

На макроуровне прогнозирование общего объема инвестиций осуществляется на основе установления доли инвестиций в ВВП и прогнозируемого объема иностранных инвестиций.

Особую роль в регулировании инвестиций выполняют государственные централизованные инвестиционные вложения - инвестиции, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов, финансируемые за счет средств республиканского бюджета, предоставляемые на безвозвратной основе средства местных бюджетов, предназначенные для структурной перестройки народного хозяйства, сохранения и развития экономического потенциала Беларуси, решения социальных и других проблем, которые невозможно реализовать за счет других источников финансирования.

Приоритетные направления, по которым необходима гос поддержка в реализации инвестиционных проектов, определяются Министерством экономики и Министерством финансов РБ с участием всех заинтересованных органов государственного управления.

Инвестиционная деятельность во многом предопределяется кредитно-денежной системой страны, которая предоставляет денежные средства в виде кредитов, ссуд на условиях возвратности, плотности и срочности. Особую роль здесь играют доступность и условия получения кредита, и в частности, плата за кредит в виде процентов (процентная ставка). Величина процента ставки зависит от соотношения спроса и предложения на денежном рынке, степени риска кредитора при предоставлении денежной суммы дебитору, а также учетной политики Национального банка РБ.

В системе ГР инвестиционной деятельности используются: амортизация, налоги, налоговые льготы, валютное регулирование, таможенные пошлины и т.д. Важнейший инструмент регулирования инвестиций - амортизация, формирующая инвестиционный потенциал предприятий, объемы инвестиций за счет их собственных средств. Норма амортизации, методы начисления и порядок использования служат важнейшими рычагами формирования и применения амортизационных средств, которые являются наиболее надежным источником финансирования инвестиций.

На сегодняшний день удельный вес амортизационных отчислений за счет собственных средств предприятий в общем объеме инвестиций небольшой(47,3)

Важную роль в системе ГР инвестиционной деятельности в республике должно сыграть развитие системы лизинговых операций (длительной аренды имущества с возможной передачей прав собственности), системы страхования инвестиционных рисков, организационно-правовых форм привлечения иностранного капитала (транснациональных компаний, международных лизинговых компаний, международных консорциумов, концессий).

Перспективным направлением в системе государственной поддержки частных инвестиций являются сертификация проектов и государственные гарантии инвесторам. Сертификация проектов дает возможность увеличить долю государственной поддержки в зависимости от степени их значимости. Например, при производстве новой продукции (услуг), не имеющей аналогов в мире, - до 50%; при производстве продукции или услуг на экспорт - до 40%; в случае импортозамещения (при более низкой цене) - до 30%. Из различных форм государственной поддержки для инвесторов более предпочтительны государственные гарантии. Безусловно, данные гарантии не могут и не должны охватывать всей суммы риска, но в отношении ее части необходимо предусматривать возврат ресурсов в случае срыва прошедшего сертификацию инвестиционного проекта, если срыв произошел по причинам, не зависящим от инвестора.

Широкое применение в регулировании инвестиционной деятельности получили государственные инвестиционные заказы. Одной из форм влияния государства на инвестиционную деятельность, ее оживление и повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов является формирование бюджета развития. Бюджет развития относительно недавно стал использоваться в России. Основными принципами выделения через него государственных инвестиций являются:

• высокая экономическая эффективность реализуемых проектов;

• долевой характер финансирования проектов;

• диверсификация риска государства и частного капитала;

• конкурсная основа;

• срочность;

• платность;

• возвратность выделяемых средств.

Важнейшая составляющая системы ГР инвестиционной деятельности – контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: