Группы различаются степенью своей организованности. По этому критерию выделяются
формальные и неформальные группы. Формальные группы состоят из
статусных позиций и занимающих их людей, имеют жесткую структурную организацию
с формальным определением статуса каждой позиции. Примером такой группы
являются разного рода организации: банки, предприятия, политические партии,
профсоюзы и т.п. Неформальные группы - это чаще всего первичные
группы, для которых характерна нечеткая структура, отсутствие формализации
статусов. К таким группам относятся семьи, компании приятелей, соседи и т.п.
Первичные неформальные группы имеют наиболее сильное воздействие на поведение
потребителя. Вторичные неформальные группы могут включать людей, имеющих один и
тот же стиль жизни, например любителей зимних лыж или отдыха на морских
курортах. Неформальные вторичные группы чаще всего выбираются в качестве
объектов воздействия рекламы.
Каждая группа имеет писаные и неписаные нормы, которые навязываются членам
|
|
группы более или менее жесткими способами. Нормы представляют стандарты
потребления, принятые в этой группе.
Члены группы учатся вести себя в соответствии с нормами и ценностями группы в
процессе социализации или ресоциализации. На протяжении всего пребывания в
группе они мягко или жестко обучаются потреблять так, “как прилично члену
данной группы”. Эти нормы поначалу носят внешний, принудительный характер, но
постепенно все более и более интериоризируются, то есть превращаются во
внутренние, свои нормы, представляющиеся как результат собственного
свободного выбора.
Группа имеет власть над своими членами, навязывая им формы потребительского
поведения. Власть - это способность принимать решения, обязательные для
выполнения. Власть группы проявляется в ряде форм.
Власть вознаграждения - это способность оказывать влияние на поведение
другого посредством обещаемого или молча предполагаемого вознаграждения за
подчинение требованиям, то есть посредством позитивных санкций
Власть принуждения - это способность оказывать влияние на поведение
другого посредством использования наказания или лишения вознаграждения, то есть
посредством негативных санкций. Легитимная власть - это способность
оказывать влияние на поведение посредством принятия подчиняющимся мысли, что
группа имеет законное (легитимное) право требовать от своих членов
определенного поведения.
Власть самоидентификации - это способность оказывать влияние на поведение
индивидов, играя на их стремлении стать членом какой-то группы или теснее с ней
|
|
сблизиться.
Культура компании - это общие цели, которыми руководствуется большинство
сотрудников, это мифы и анекдоты, это история создания и развития, групповые
ценности и нормы, независимо от того написаны они на бумаге с логотипом или
нет. И в конечном итоге, это общий образ компании, который есть в голове и
сердце каждого сотрудника.
Разрешение противоречий между потребностями предприятия и работника может быть
выполнено только одним способом: человек должен чувствовать себя комфортно в
правовой (технологизированной) среде, не испытывая психологического дискомфорта
от ограничения свободы, и при этом способен выходить в рефлексивную позицию по
отношению к законам (технологиям), чтобы в установленном порядке изменять
установленный порядок, создавая этим новый порядок. Это важнейшее
требование к организационной культуре, обеспечивающее возможность устойчивого
бизнеса.