Компании

Группы различаются степенью своей организованности. По этому критерию выделяются

формальные и неформальные группы. Формальные группы состоят из

статусных позиций и занимающих их людей, имеют жесткую структурную организацию

с формальным определением статуса каждой позиции. Примером такой группы

являются разного рода организации: банки, предприятия, политические партии,

профсоюзы и т.п. Неформальные группы - это чаще всего первичные

группы, для которых характерна нечеткая структура, отсутствие формализации

статусов. К таким группам относятся семьи, компании приятелей, соседи и т.п.

Первичные неформальные группы имеют наиболее сильное воздействие на поведение

потребителя. Вторичные неформальные группы могут включать людей, имеющих один и

тот же стиль жизни, например любителей зимних лыж или отдыха на морских

курортах. Неформальные вторичные группы чаще всего выбираются в качестве

объектов воздействия рекламы.

Каждая группа имеет писаные и неписаные нормы, которые навязываются членам

группы более или менее жесткими способами. Нормы представляют стандарты

потребления, принятые в этой группе.

Члены группы учатся вести себя в соответствии с нормами и ценностями группы в

процессе социализации или ресоциализации. На протяжении всего пребывания в

группе они мягко или жестко обучаются потреблять так, “как прилично члену

данной группы”. Эти нормы поначалу носят внешний, принудительный характер, но

постепенно все более и более интериоризируются, то есть превращаются во

внутренние, свои нормы, представляющиеся как результат собственного

свободного выбора.

Группа имеет власть над своими членами, навязывая им формы потребительского

поведения. Власть - это способность принимать решения, обязательные для

выполнения. Власть группы проявляется в ряде форм.

Власть вознаграждения - это способность оказывать влияние на поведение

другого посредством обещаемого или молча предполагаемого вознаграждения за

подчинение требованиям, то есть посредством позитивных санкций

Власть принуждения - это способность оказывать влияние на поведение

другого посредством использования наказания или лишения вознаграждения, то есть

посредством негативных санкций. Легитимная власть - это способность

оказывать влияние на поведение посредством принятия подчиняющимся мысли, что

группа имеет законное (легитимное) право требовать от своих членов

определенного поведения.

Власть самоидентификации - это способность оказывать влияние на поведение

индивидов, играя на их стремлении стать членом какой-то группы или теснее с ней

сблизиться.

Культура компании - это общие цели, которыми руководствуется большинство

сотрудников, это мифы и анекдоты, это история создания и развития, групповые

ценности и нормы, независимо от того написаны они на бумаге с логотипом или

нет. И в конечном итоге, это общий образ компании, который есть в голове и

сердце каждого сотрудника.

Разрешение противоречий между потребностями предприятия и работника может быть

выполнено только одним способом: человек должен чувствовать себя комфортно в

правовой (технологизированной) среде, не испытывая психологического дискомфорта

от ограничения свободы, и при этом способен выходить в рефлексивную позицию по

отношению к законам (технологиям), чтобы в установленном порядке изменять

установленный порядок, создавая этим новый порядок. Это важнейшее

требование к организационной культуре, обеспечивающее возможность устойчивого

бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: