1. Под слиянием чаще всего понимается любое объединение компаний, в
результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более
ранее существовавших структур.
Основные причины слияний следующие:
- Синергический эффект от слияния (нами это определялось выше как
организованный комплекс, когда новое целое больше суммы частей), выражающийся
в том, что стоимость активов новой организации больше механической суммы
активов составивших ее частей.
- Налоговая экономия. В результате слияния сокращаются налоговые выплаты, так
как большая часть налогов платится только один раз - с итогового результата
деятельности (реализованной продукции), а не с результата деятельности на
каждой стадии, соответствующей частям, составившим новое целое.
- Возможность экономии на издержках. Рыночные и контрактные трансакции в этом
случае заменяются внутрифирменным оборотом, что может дать определенную
экономию затрат и, кроме того, повысит степень защиты трансакции.
|
|
- Покупка активов по цене ниже стоимости.
- Диверсификация деятельности. В результате такого слияния компания
становится более устойчивой к изменяющейся внешней среде.
- Личные мотивы управляющих, стремящихся к усилению своей роли не только в
компании, но и на рынке.
Экономисты чаще всего говорят о следующих типах слияний: 1)
горизонтальные, 2) вертикальные, 3) родовые, 4) конгломератные. Данные типы
слияний, за исключением родовых, не требуют специального объяснения, так как
соответствуют категориальному аппарату, уже использованному в нашей работе,
когда речь шла о горизонтальной интеграции, вертикальной интеграции и
конгломератах.
Родовое слияние охватывает либо связанные предприятия, но не производящие
одинакового продукта (принимает форму горизонтального слияния), либо
предприятия, находящиеся в отношениях производитель - поставщик (принимает
форму вертикального слияния). Данный вид слияния, по нашему мнению,
самостоятельного значения не имеет и может быть сведен к уже известным и
вполне апробированным понятиям.