Знание охватывает всю совокупность сведений и способностей, которые
используются индивидуумом для решения задач, а также позволяют
интерпретировать информацию. Знание включает идеологические, нормативные и
эмоциональные элементы, оно зависит от контекста и времени.
Наряду с индивидуальным знанием (т.е. присущим отдельному человеку)
существует организационное знание. В состав последнего входят
религиозные и ценностные представления, память о прошлом, способность к
сопоставлению, история. База организационного знания охватывает как
индивидуальную, так и коллективную, разделяемую группами или сообществами части
знания. Естественно, она превышает сумму индивидуальных баз знания и образует
рамки, на которые ориентируются в своих действиях отдельные сотрудники
предприятия. Организационные знания в разных подразделениях предприятия могут
быть неодинаковыми из-за особенностей развития и различий в накопленном опыте.
Знание может выступать в имплицитной и эксплицитной формах.
Известно, что люди знают больше, чем могут выразить.Скрытая, т.е. имплицитная,
часть знания базируется преимущественно на опыте и личных ценностях. Это знание
часто бывает неосознанным, с трудом подвергается формализации. Эксплицитное
знание, наоборот, более схематично, может быть представлено в формулах,
отражено в справочниках, легко коммуницируется.
Внутренний и внешний трансфер знания принципиально различаются. Последний
выходит за границы предприятия и связывает внешних партнеров – соперничающие
и несоперничающие предприятия, университеты, лаборатории по научным
исследованиям и разработкам, консультантов – в общую структуру. Внешний
трансфер дает возможность предприятию приобрести знания, которыми оно не
располагает или выработка которых требует больших затрат труда, времени и
средств.
Внутренний трансфер, наоборот, осуществляется между сотрудниками, их
группами, отделами, хозяйственными единицами и филиалами в собственных границах
предприятия, а в случае многонациональной корпорации – и через национальные
границы. Он может приобретать форму от передачи знаний в рамках частных бесед
до специальных трансферных проектов в масштабе всего предприятия.
УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ и вспомогательных технологий, таких как средства
группового проектирования, информационно-поисковые системы, хранилища данных.
Ключевым моментом в УЗ является работа с человеческим фактором, включающим в
себя поведенческие, организационные, культурные элементы. Нельзя ждать хорошей
отдачи от УЗ, если сотрудники не желают или не заинтересованы в обмене
информацией, знаниями друг с другом, или когда в организации ограничивается
движение информации и знаний.
Услуги по УЗ включают в себя консультирование (оценку, планирование),
реализацию идей, операционное управление, тренинги и поддержку.
УЗ включает в себя такие блоки как оценка (аудит) имеющихся знаний,
определение интеллектуальных (знаниевых) процессов, развитие корпоративных
таксономий, разработка нормативов и техник измерения знаний, тренинги, IT и
сетевое планирование, коммерческие стратегии в области знания.