Понятие организационных знаний. Управление знаниями

Знание охватывает всю совокупность сведений и способностей, которые

используются индивидуумом для решения задач, а также позволяют

интерпретировать информацию. Знание включает идеологические, нормативные и

эмоциональные элементы, оно зависит от контекста и времени.

Наряду с индивидуальным знанием (т.е. присущим отдельному человеку)

существует организационное знание. В состав последнего входят

религиозные и ценностные представления, память о прошлом, способность к

сопоставлению, история. База организационного знания охватывает как

индивидуальную, так и коллективную, разделяемую группами или сообществами части

знания. Естественно, она превышает сумму индивидуальных баз знания и образует

рамки, на которые ориентируются в своих действиях отдельные сотрудники

предприятия. Организационные знания в разных подразделениях предприятия могут

быть неодинаковыми из-за особенностей развития и различий в накопленном опыте.

Знание может выступать в имплицитной и эксплицитной формах.

Известно, что люди знают больше, чем могут выразить.Скрытая, т.е. имплицитная,

часть знания базируется преимущественно на опыте и личных ценностях. Это знание

часто бывает неосознанным, с трудом подвергается формализации. Эксплицитное

знание, наоборот, более схематично, может быть представлено в формулах,

отражено в справочниках, легко коммуницируется.

Внутренний и внешний трансфер знания принципиально различаются. Последний

выходит за границы предприятия и связывает внешних партнеров – соперничающие

и несоперничающие предприятия, университеты, лаборатории по научным

исследованиям и разработкам, консультантов – в общую структуру. Внешний

трансфер дает возможность предприятию приобрести знания, которыми оно не

располагает или выработка которых требует больших затрат труда, времени и

средств.

Внутренний трансфер, наоборот, осуществляется между сотрудниками, их

группами, отделами, хозяйственными единицами и филиалами в собственных границах

предприятия, а в случае многонациональной корпорации – и через национальные

границы. Он может приобретать форму от передачи знаний в рамках частных бесед

до специальных трансферных проектов в масштабе всего предприятия.

УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ и вспомогательных технологий, таких как средства

группового проектирования, информационно-поисковые системы, хранилища данных.

Ключевым моментом в УЗ является работа с человеческим фактором, включающим в

себя поведенческие, организационные, культурные элементы. Нельзя ждать хорошей

отдачи от УЗ, если сотрудники не желают или не заинтересованы в обмене

информацией, знаниями друг с другом, или когда в организации ограничивается

движение информации и знаний.

Услуги по УЗ включают в себя консультирование (оценку, планирование),

реализацию идей, операционное управление, тренинги и поддержку.

УЗ включает в себя такие блоки как оценка (аудит) имеющихся знаний,

определение интеллектуальных (знаниевых) процессов, развитие корпоративных

таксономий, разработка нормативов и техник измерения знаний, тренинги, IT и

сетевое планирование, коммерческие стратегии в области знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: