Под целью понимается идеальное или желательное состояние субъекта (органи зации, индивида и т.п.), на достижение которого прежде всего ориентирована его деятельность и соответственно процесс управления. Все то, что способствует достижению цели, называется средствами (ими часто на практике незаметно подменяют саму цель). Соответствие цели и средств являет ся условием эффективности управления.
В системе управления цели выполняют ряд важных функций, на которых необ ходимо остановиться. 1. Цели отражают философию организации, концепцию ее функционирования и развития. 2. Цели задают основные направления деятельности, а следовательно, составля ют основу общей и управленческой структуры, определяют ее характер и особенно сти. 3. Цели уменьшают неопределенность, становясь для субъекта ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему 4. Концентрация на достижении желаемых целей позволяет противостоять сиюминутным порывам и желаниям, действовать быстрее, с большим эффектом, до биваясь задуманного с минимальными затратами. 5. Цели составляют основу критериев выделения проблем, выбора вариантов ре шений, контроля и оценки полученных результатов, а также материального и мораль ного поощрения сотрудников. 6. Цели, особенно великие, независимо от того, реальны они или мнимы, спла чивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно высокие обязательства и добиваться их выполнения (поэтому в формулировке цели должен присутствовать вызов).
|
|
7. Общественно значимые цели служат оправданию в глазах людей необходимо сти и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например загрязнение окружающей среды.
К целям предъявляются следующие основные требования. Во-первых, они должны быть четко сформулированными, конкретными и изме римыми, выражаться по возможности не только качественно, но и количественно. Это облегчает выбор средств их достижения, восприятие и усвоение исполнителя ми, правильное распределение обязанностей между ними; позволяет использовать цели в качестве основы оценки достигнутых результатов и персонала. Во-вторых, цели должны соответствовать условиям деятельности организации, учитывать ее реальные возможности. Цели, адекватные ситуации, облегчают поиск альтернатив, укрепляют доверие к руководству.
В-третьих, цели должны быть гибкими, способными к трансформации и корректи ровке в соответствии с меняющимися условиями, в противном случае организация рано или поздно попадет в тупик. В-четвертых, люди должны признавать цели в качестве своих личных, что порож дает заинтересованность в их реализации. Условием этого являются известность, понятность, близость целей большинству членов организации. В-пятых, цели должны быть проверяемыми. Наконец, в-шестых, цели должны образовывать единую систему: быть совмести мыми во времени и пространстве, взаимно поддерживать друг друга, не ориентиро вать членов организации на противоречивые действия (как у героев известной бас ни И. Крылова - Лебедя, Рака да Щуки, один из которых рвался в облака, другой пятился назад, а третья тянула в воду).
|
|
Можно дать следующую классификацию целям: 1) по уровням. Низший уровень — объективная целесообразность; высший - целенаправленность технических и организационных структур, ориентированных на достижение высших социальных целей; 2) по источникам формирования цели можно разделить на заданные извне и сформировавшиеся внутри организации;
3) с точки зрения комплексности можно говорить о простых и сложных целях (последние, в свою очередь, разбиваются на подцели); 4) по степени важности цели разделяются на стратегические и тактические;
5) с учетом времени, необходимого для реализации, цели подразделяют на дол госрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и краткосрочные (до одного года 6) по содержанию цели делятся на личные и институциональные. Личные цели связаны с повседневной жизнедеятельностью людей и определя ются системой их ценностей, материальным положением, возрастом, здоровьем их д. Институциональные цели — это цели производственно-хозяйственной деятель ности. Они делятся на технологические, экономические, административные, мар кетинговые, научно-технические, социальные и т. п.;
7) с точки зрения приоритетности вьщеляют:
• во-первых, необходимые цели, достижение которых решающим образом
влияет на положение организации, подразделения или отдельного работника;
• во-вторых, желательные, чья реализация позволяет в определенной степени
улучшить это положение и создать дополнительные гарантии;
• в-третьих, возможные цели, чье осуществление в принципе в данный момент
ничего не меняет;
8) цели могут иметь троякую направленность:
• на конечный результат, например выпуск определенного объема продукции;
• на осуществление той или иной деятельности, скажем, совершенствование
технологии;
• на достижение определенного состояния объекта (например, приобретение
работником новой профессии);
9) по форме выражения можно говорить о целях, описываемых количественны
ми показателями и характеризуемых качественно;
10) исходя из особенностей взаимодействия цели могут быть:
• безразличными по отношению друг к другу (индифферентными);
• конкурирующими;
• дополняющими (комплементарными);
• исключающими друг друга (антагонистическими);
• совпадающими (идентичными);
И) по степени обязательности можно выделить цели-задания и цели-ориен
тиры. Главным способом реализации целей-заданий является настрой исполните
лей посредством целей-ориентиров;
12) с точки зрения масштабности выделяются глобальные, общие и частичные
цели;
13) по степени реальности цели рассматриваются как действительные и мнимые;
14) наконец, цели можно рассматривать с точки зрения иерархичности. Здесь
выделяются миссия, генеральная цель, общеорганизационные и специфические
цели.
Цели обретают свою конкретизацию в задачах, выполняемых заранее установлен ным способом в оговоренные сроки. В отличие от целей задачи содержат и ограничения, т. е. перечисление действий, от которых необходимо воздерживаться, например от нарушения антимонополь ного законодательства. Кроме того, по сравнению с целями задачи являются более индивидуализиро ванными и персонифицированными, включают привлекательные для исполните лей элементы.
|
|
34. Управление по целям. Декларация целей и её содержание.
В современном управлении все более широкое распростра нение получают неофициальные цели. Они формулируются самими исполнителями в дополнение к официальным с учетом конкретных должностных обязанностей и своих личных качеств это служит дополнительной гарантией их реалистичности). Достижение таких целей сти мулируется в первую очередь. Для того чтобы цели реально повышали трудовую активность персонала, они должны соответствовать основным принципам и методам работы, принятым в ор ганизации; интересам персонала; быть достаточно трудными и увлекательными; пробуждать в людях азарт и стремление проявить себя. Управление процессом их постановки и оценки реализации получило название management by objectives (МВО), или в русском варианте управление по целям (УПЦ)
Целевое управление начинается с того, что руководитель доводит до сведения подчиненных касающиеся их позиции официального плана, помогает составить список индивидуальных или групповых целей, оптимизирующих конечный результат деятельности. Собственные цели он определяет совместно со своим не посредственным руководством. Следующим шагом является создание декларации — документа, отражающего личные цели каждого работника, связанные с реализацией официальных целей. Позиции декларации при необходимости выносятся на общее обсуждение и со гласование. Поэтому они не являются уже чисто формальными, навязанными ис полнителям сверху. Это уже во многом их цели, а поэтому обычно реализуются с го раздо большей заинтересованностью.
Затем составляется конкретный план действий под каждую личную цель (с ука занием сроков, ресурсов и проч.), уточняются должностные инструкции, критерии оценки, определяется сфера ответственности. Контроль может осуществляться, например, с помощью плана-графика, где от ражается фактическое выполнение работ, а также в процессе регулярных оценоч ных бесед, которые могут проводиться ежеквартально. Подведение итогов производится также во время собеседования путем сопостав ления достигнутых результатов с положениями декларации и целями организации. Итоговое собеседование служит основой для нового цикла планирования. Оно предполагает определение целевых показателей, ресурсов, критериев, на основе которых будет оцениваться деятельность работника в следующем периоде, и разработку комплекса мероприятий, направленных на их достижение (индивидуальных планов работы, планов развития личности). УПЦ имеет и немалые недостатки. Прежде всего оно связано с созданием декла рации. Во-первых, этот процесс требует большой подготовительной работы, немалых затрат времени, а подчас и средств. Во-вторых, преувеличивается роль количественных, формальных показателей (это порождает путаницу при наличии их большого числа). В-третьих, не все цели могут быть выражены количественно (что в данном слу чае крайне важно в связи со стимулированием). В-четвертых, декларация непригодна для рабочих. В-пятых, декларация недостаточно объективна. В нее стараются включить преж де всего «красивые», глобальные, престижные, а не важные цели; цели, связанные с преодолением помех, вместо ориентированных на поиск дополнительных воз можностей; цели, направленные на решение поверхностных, а не глубинных про блем, которые могут иметь для организации первостепенное значение.
|
|